Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Прошла «Зима священная»

Московская премьера симфонии Леонида Десятникова

Ведомости / Среда 28 марта 2001
В Большом зале Московской консерватории прошел абонементный концерт Российского национального оркестра, в котором состоялась долгожданная премьера симфонии «Зима священная 1949» Леонида Десятникова. Для петербургского композитора этот месяц стал эпохальным. Только 10 дней назад Гидон Кремер со своим оркестром «Кремерата Балтика» исполнил в БЗК премьеру его «Русских сезонов». Частные оркестры во всем мире редко обращаются к современному репертуару. Самый известный из них коллектив — Венский филармонический — вообще предпочитает не играть произведения, написанные в последние 30 лет. Неизвестно, как публика отреагирует на современную программу, а частным оркестрам не до благотворительности. Российский национальный оркестр не является исключением. Современный репертуар исполняется ведущим оркестром только в том случае, если находятся спонсоры. Так было несколько лет назад, когда РНО устраивал фестиваль английской музыки вместе с Британским советом. Так происходит всякий раз, когда оркестр исполняет музыку нефтяного миллионера и доморощенного композитора Гордона Гетти. До сего дня единственным композитором, исполняющимся «за бесплатно», был основатель оркестра Михаил Плетнев. Теперь в полку «неспонсорского» репертуара РНО прибыло.
Российская премьера симфонии известного питерского композитора Леонида Десятникова была назначена в позапрошлом сезоне РНО, вскоре после мировой премьеры в Германии в рамках общеевропейского проекта «Веймар — культурная столица Европы». Питер тоже не захотел отставать и запланировал исполнение «Зимы священной». Оба эти концерта отменились из-за проблем с хором. Ни один столичный коллектив нужного «размера» не захотел разучивать тексты на английском языке из учебника 1949 г. (Именно эта книга, найденная композитором случайно на чердаке подмосковной дачи, и послужила толчком для создания симфонии.) Даже нынешний концерт был под угрозой отмены, пока не нашлась Магнитогорская хоровая капелла, которая на днях исполнила российскую премьеру симфонии в Екатеринбурге (РНО опередил один из его приглашенных дирижеров, Дмитрий Лисс, со своим уральским оркестром). А потом выступила и в Москве, почтя за честь для себя выйти на сцену БЗК в юбилейном, 100-м сезоне. Московской премьерой «Зимы священной» дирижировал Андрей Борейко, который и провел мировую премьеру симфонии Десятникова. Он много работал с композитором над его произведением, поэтому исполнение «Зимы священной» было обречено на успех. Несмотря на то, что оркестр демонстрировал «неприспособленность» к современной музыке, а хор пел по-английски с уральским акцентом. Испугавшись, что публика не соберется на такой репертуар, дирекция оркестра предложила исполнить в первом отделении что-нибудь шлягерное. Удивительно, но в этот вечер получилось все наоборот. Популярные «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром» Чайковского, исполненные вместе с прославленным солистом Борисом Пергамещиковым, выглядели прелюдией к главному событию вечера (зал даже не вызвал солиста на традиционный «бис»).
Для Десятникова исполнение симфонии носило принципиальный характер. Его популярность связана в первую очередь с киномузыкой («Дневник его жены», «Кавказский пленник», «Москва») и многочисленными и высококлассными обработками наследия Астора Пьяццоллы. Сам Десятников уже не раз признавался, что его роман с классиком аргентинского танго завершен. Поэтому исполнением оригинального произведения большой формы композитор безусловно хотел доказать право на собственное имя и творчество. Значительность этого произведения для его автора подчеркивает и тот факт, что в прологе хор распевает по-английски цитату из «Моцарта и Сальери» Пушкина: «Слушай, Сальери, мой…» — вместо моцартовского «Реквиема» следует название симфонии Десятникова.
В главном своем произведении композитор во многом продолжает путь великого Стравинского, у которого в ХХ в. было много эпигонов, но мало стоящих последователей. Как и Стравинский в своем балете «Весна священная», Десятников выставляет напоказ историческое юродство, не просветляя и не осуждая то, что стало достоянием истории. Можно вспомнить неоромантика Рихарда Штрауса, который в «Кавалере розы» передавал дух моцартовского времени через вальсы. Десятников для воссоздания эпохи полувековой давности использует материал главных отечественных классиков. Две первые части посвящены Москве: тексты о радиаторах центрального отопления, газе и свете (которые от перевода на английский язык становятся еще более идиотскими) возрождают к жизни «советского» Шостаковича (главная тема «Праздничной увертюры»). А в противовес ему из музыки возникает начальная тема из «Весны священной» Стравинского. В диптихе о главных культовых фигурах советской культуры — Чайковском и Пушкине (в 1949 г. отмечалось 150 лет со дня рождения поэта) — проскальзывает цитата из «Манфреда» Чайковского. Патологически глупая часть «Спорт» полна квазицитат из американских минималистов, творчество которых, по мнению композитора, «обнаруживает парадоксальное сходство с «советским срезом». В финале сопрано Юлия Корпачева поет детским голоском, что «хочет быть сталинским соколом», под аккомпанемент струнных и органа, звучащего, как шарманка. И «Зима священная» предстает не пародией на сталинский стиль и не музыкальным переложением идеи соцарта (чего очень боится ее автор). В «Весне священной» Стравинский пытался справиться с регрессией в музыке путем ее отображения. В «Зиме священной» Десятников подытожил эти попытки и на уровне музыкального материала, и на уровне «идеологическом», отрицающем на самом деле всякое идеологизированное начало в искусстве. Жаль только, что симфония Десятникова после московской премьеры будет отложена в стол и РНО вряд ли исполнит ее еще раз.

Современные русские композиторы: Леонид Десятников
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков