Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Не следует быть гордым

Когда просишь ради хорошего дела, считает Владимир Спиваков

Ведомости / Среда 20 июля 2005
Во французском Кольмаре закончился музыкальный фестиваль, придуманный Владимиром Спиваковым, создателем, художественным руководителем и главным дирижером Национального филармонического оркестра России и камерного — «Виртуозы Москвы», а также президентом московского Дома музыки. Спиваков рассказал «Ведомостям», почему он больше не хочет проводить фестиваль в Кольмаре и почему предпочитает играть дома.
— В прошлом году вы предполагали, что фестиваль в Кольмаре, завершает свою историю…
— Пока фестиваль продолжится. Меня уговорил мэр города. Во Франции считают, что с рождением этого фестиваля в Кольмаре произошла культурная революция. Рядом находится европейская столица — Страсбург. И весь Страсбург приезжает на концерты в маленький Кольмар. Хотя, честно сказать, я до сих пор хочу расстаться с фестивалем. И не из творческих соображений. Во Франции огромное количество очень глупых законов. Например, чтобы ребенок мог выступать на фестивале, он должен пройти французскую медкомиссию. И недостаточно им справки от российских врачей. Подобные вещи меня как-то напрягают. Французы чрезмерно придерживаются буквы закона. А если любую, даже самую хорошую идею довести до крайней точки, она становится своей противоположностью. Но я фестивалю благодарен — он мне дал настоящий организационный опыт и большие связи с артистами.
— Этот фестиваль был посвящен Шостаковичу. Вы решили сыграть на опережение — мир будет отмечать столетие композитора через год?
— Быть может, это и выглядит опережением. Но в этом году исполнилось 30 лет со дня смерти композитора, момента, когда человек переходит в иное измерение и занимает совершенно другое место в истории и в мироздании. На мой взгляд, эта дата тоже достойна внимания. И, конечно, я думал о том, что весь мир в 2006 г. будет наполнен музыкой Шостаковича. А ведь если даже самое любимое блюдо есть каждый день весь год, то, мягко говоря, к нему можно охладеть. Есть планы все-таки провести еще один фестиваль в Кольмаре на следующий год. Этот фестиваль я хочу посвятить Эмилю Гилельсу. Считаю его не меньшим гигантом, чем Рихтер, в тени которого он всегда находился в России, несмотря на его официальное признание как титана русского пианизма. А будет ли 20-й фестиваль, не знаю. Вряд ли.
— Завершающийся сезон был для вас юбилейным — вы отметили свое 60-летие и , 25-летие «Виртуозов Москвы»…
— Просто принято юбилеи справлять. Думаю, это условные вехи. Все зависит от внутреннего самочувствия. В моей жизни ничего не изменилось. Жизнь идет дальше. Но юбилейные торжества — это колоссальное напряжение. Все это выдержать было крайне тяжело. Я был счастлив, что сразу после торжеств «Виртуозы Москвы» отправились в поездку по России, СНГ и Европе, потом в Америку. Только что мы вернулись из Стамбула и Сингапура. Получилось настоящее мировое турне. Пока секретов раскрывать не стану, но мне еще хочется кое-что сделать. «Виртуозы» еще не сказали своего последнего слова.
— «Виртуозы» построены по караяновскому принципу — ни одной юбки в оркестре. Неужели вы хотите и этот негласный закон отменить?
— Очень даже может быть. С возрастом я смягчился. Тосканини как-то заметил: если женщина красива, то она мешает работе оркестра, если она уродлива, то она мешает мне.
— А вам?
— Мне не мешает ни то ни другое.
— В каком настроении Национальный филармонический оркестр завершает второй сезон?
— В рабочем. Если посмотреть количество концертов и сделанных программ, то год нашей жизни можно засчитать за пять лет. Я хочу, чтобы в ближайшее время был пройден огромный материал, из которого потом выкристаллизуются наши собственные шедевры, как, например, «Симфонические танцы» Рахманинова. Сейчас мы сделали Четвертую Малера, которую в России еще не показывали. Может быть, сыграем попозже. Я люблю дать возможность отлежаться произведению. Так многие художники работали. Веласкес делал набросок и закрывал холст на долгое время и потом смотрел на него как на новый. Сезанн говорил: когда я открываю окно в свой сад, я каждый раз его не узнаю. Еще попутно, по просьбе Гарри Бардина, мы успели записать музыку — 25 номеров из «Лебединого озера» Чайковского — к мультфильму «Гадкий утенок». Причем сделали это с одного дубля. И, может быть, даже я буду озвучивать одного персонажа.
— Кого же?
— Петуха.
— А вы согласились бы сегодня сняться в кино?
— Мне это было бы интересно. Только в русском кино. Например, у Бортко, Учителя или Сокурова. Но на это надо иметь много времени, которого у меня нет. И все же я такой возможности для себя не исключаю.
— Вы не боитесь под бременем президентских обязанностей в Доме музыки превратиться в чиновника?
— Ну какой же из меня чиновник. Будучи в доме, я сутками репетирую и никакого непосредственного отношения к хозяйству не имею. Мои обязанности в Доме музыки прежде всего художественные, а не какие-либо административные. Но обязанности есть обязанности. Они с детства начинают появляться по нарастающей, и их надо выполнять до конца жизни.
— Вы ни разу не пожалели, что согласились занять президентское кресло?
— В президентском кресле я не сижу. Но все же иногда сожалею о своем решении. В Доме музыки не все так гладко. Много проблем, связанных с организацией концертного дела. Конечно, неизбежны и «арендные» события, которые должны финансово питать дом. Но ничто не должно выходить за рамки хорошего вкуса. Дом предназначен для духовного обогащения нации. Часто я сам договариваюсь с зарубежными солистами о снижении их гонорара за выступление в Доме музыки.
— Как вы формируете афишу Дома музыки?
— Конкурировать с другими залами — это ложная позиция. Почему, например, никого не смущает наличие в Нью-Йорке Carnegie Hall и Lincoln Center? Думаю, что в Доме музыки должны реализовываться самые интересные идеи и программы. И постепенно люди привыкнут, как привыкли к Большому залу консерватории. Но ни одна церковь сразу не становится намоленной. В России люди приходят на концерты, чтобы духовно наполниться, — это не социальное обязательство, как на Западе. Хотя на Западе все организовано замечательно. Я приезжаю на Запад и ни о чем, кроме музыки, не думаю. Но такого удовлетворения от выступления, как в России, там не бывает. Это просто работа. Американцы говорят: well done. Так можно сказать о хорошо прожаренном мясе, а не о концерте.
— А каким будет в нынешнем году третий фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…»?
— В ноябре я вновь соберу в Москве многих выдающихся артистов — своих друзей со всего мира. На фестивале выступят звезды Мариинского балета, выдающийся итальянский бас Ферруччо Фурланетто, замечательная американская певица Индра Томас, которая впервые приедет в Россию. И еще будет представлена сценическая оратория Онеггера «Жанна д'Арк на костре» в постановке Кирилла Серебренникова. Главные роли исполнят Фанни Ардан и Дмитрий Назаров. Как всегда, самый трудный вопрос в финансовой поддержке. Приходится просить. Просить очень тяжело. Но все же, думаю, верна мысль, что не следует быть гордым, когда просишь ради хорошего дела. И надежд я не оставляю.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков