Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Умирать на сцене легко

Труднее быть смешным, знает Роберт Ллойд

Ведомости / Среда 23 ноября 2005
Бас из касты выдающихся оперных певцов — Роберт Ллойд впервые выступил в Москве и второй раз — в Санкт-Петербурге. Он принял участие в концертном исполнении оперы Бетховена «Фиделио», которую в Светлановском зале Дома музыки и Большом зале Санкт-Петербургской филармонии спела интернациональная команда артистов.Идея громко отметить в России 200-й день рождения единственной оперы Бетховена принадлежит руководству самого погорелого отечественного театра — Московского академического музыкального имени Станиславского и Немировича-Данченко. Пытаясь вырваться из лабиринта пожаров и строительных работ, театр не поскупился для своей премьеры на звездных гостей, которыми пригласили руководить русско-немецкого дирижера Томаса Зандерлинга. Он выбрал третью, окончательную редакцию оперы. Это тот самый возмужавший «Фиделио», без которого немыслимы ни Бетховен, ни немецкая музыка в целом.
Вместе на одной сцене оказалась пестрая сборная вокалистов. Солистам московского театра бетховенская музыка и немецкий язык доставляли заметно больше трудностей, чем творческого наслаждения. Гости же справились с делом свободно. Опытная итальянка с австрийским паспортом Габриэль Фонтана исполняет труднейшую партию Леоноры по всему миру уже не первый год. Выдающемуся англичанину Роберту Ллойду досталась не главная, но важная роль доброго тюремщика Рокко. Певец-интеллектуал с оксфордским дипломом без всяких внешних усилий оставил за собой артистическое первенство, явив тонкую интуицию, точный профессиональный расчет, строго дозированные эмоции и шикарный голос, получив в ответ долгую овацию публики.
— Что привлекло вас в предложении не первого московского театра, ведь Рокко в бетховенском «Фиделио», да еще в концертной версии, не самая выигрышная партия для баса?
— Мне 65 лет. Я уже наполовину на пенсии. Ныне я выбираю небольшие партии, но те, для которых нужны уверенность в себе и мощный голос в чистом виде. И предпочитаю концертные исполнения опер.
— Таким образом вы протестуете против современной оперной режиссуры?
— Отчасти. Хотя я уже вышел из того возраста, когда есть силы и желание протестовать. В принципе, я ничего не имею против современного театра в опере. Это может быть и должно быть интересно. И есть блестящие примеры. Но, к сожалению, ныне абсолютное большинство режиссерских работ в опере просто глупо и глухо по отношению к партитуре композитора. Поэтому я и не хочу в них участвовать. Для настоящего оперного певца важны эмоции, потому способность почувствовать музыку, а не умение петь, стоя на столе или повиснув вниз головой.
— Когда вы сами впервые почувствовали себя состоявшимся оперным певцом?
— Я прошептал это себе впервые, когда мне было 18 лет. Но осмелился громко произнести вслух только десятью годами позже. В целом я сделал большую карьеру. Конечно, бывают карьеры и значительнее. Но у меня такой темперамент, что меня бы не устроила жизнь, состоящая только из профессии. Уж слишком я несговорчив и жизнелюбив. Хотя самым моим большим страхом много лет была мысль о том, что я умру, так и не став настоящим оперным певцом.
— А на сцене страшнее убивать или умирать?
— Ничто не страшно. Во время выступления ты не испытываешь чувств, а вспоминаешь то впечатление, которое возникало, когда ты исследовал это состояние на репетициях. Умирать на сцене даже очень прикольно. Умирать легко, гораздо труднее быть смешным.
— Вы считаете, современный оперный певец должен быть универсальным?
— Я всегда стремился к универсальности и пел все, что только мог. И, кажется, современная жизнь этому только способствует. Когда в 1968 г. я начинал карьеру, имея в кармане университетский диплом, это считалось чем-то необыкновенным, сегодня же подобные корочки есть почти у каждого певца. И формально уровень образования вокалистов очень вырос. Ныне даже, как бы это странно ни прозвучало, в Америке учат итальянской школе, которую я всегда считал лучшей в мире, успешнее, чем в самой Италии. Так что теперь певцы, хорошо выученные и с технической, и со стилистической точек зрения, не редкость. А вот настоящие личности явно в дефиците. Что-то не видно новых Шаляпиных, Каллас и Сазерленд, от пения которых душа бы замирала. И это крайне печальное обстоятельство для современной оперы.
— Кто сегодня, на ваш взгляд, ответствен за судьбу оперы?
— Я не считаю, что у оперы есть какое-то право претендовать на деньги от правительства. Я не хочу думать, что опера — обязанность или светская повинность для людей. Это наслаждение, за которое публика готова платить деньги. Опера во все времена зависела от денег, потому что опера по определению — очень затратное, дорогое искусство. До тех пор, пока опера будет пользоваться спросом, она будет жить. И оперные дела вовсе не так уж плохи, как об этом ныне модно говорить. Например, когда 40 лет назад я начинал свою оперную карьеру, в Англии было всего три оперные компании, а сегодня уже 12 театров.
— Вам по душе то, что ныне опера стремится вырываться на стадионы?
— Я за вынесение оперы на как можно большие пространства, чтобы она стала доступной как можно большему числу людей. Я никогда не разделяю искусство по принципу популярное или элитарное. Для меня есть либо искусство, либо суррогат.
— Почему вы так долго миновали Россию в своих гастрольных маршрутах?
— Не звали. И действительно, длинной получилась пауза. Я был в России 15 лет назад. С тех пор просто больше не звали. А тогда, еще в Ленинграде, на сцене Кировского театра я пел Бориса Годунова в постановке Андрея Тарковского, сделанной им для Covent Garden. Я исполнял Бориса и на премьере в Лондоне. И когда меня пригласил Валерий Гергиев, я почувствовал себя самым счастливым человеком на свете. Артист, исполняющий роль Бориса Годунова, должен обладать невероятно мощным характером, тем более в спектакле Тарковского, которого он вывел не банальным оперным царем — холодным и статуарным, а живым и нервным человеком. «Борис Годунов» Мусоргского — это вершина не только среди русских опер, но, думаю, и всех, что написаны композиторами для басов.
— Русские композиторы всегда любили писать для самого низкого голоса, и обычно у басов всего мира большой список именно русских ролей. Вы же помимо Бориса Годунова исполняли еще лишь одну партию — Ивана Грозного в «Псковитянке» Римского-Корсакова. Вы считаете, что русский язык не слишком удобен для пения?
— Сложно не столько преодолеть языковой барьер, сколько постичь весь культурно-социальный контекст русских опер. И еще я уверен, что в начале 1980-х гг. мне предложили исполнить Бориса только потому, что железный занавес был еще плотно опущен и русские певцы были диковинными птицами, редко выбирающимися за пределы своей страны. Сегодня русские певцы успешно поют по всему миру, и конкурировать с ними на их поле бессмысленно. Тут у них слишком большая фора.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков