Театральная критика«Никогда не спорь с сопрано»Хосе Каррерас объяснил, почему его жизнь в искусстве сложилась легко и красивоВедомости / Вторник 20 декабря 2005 Программу вчерашнего московского концерта Хосе Каррераса составили произведения, которых всегда ждет публика. Немного оперной классики и песни, с которыми принято встречать рождественские праздники. Вместе со знаменитым испанским тенором на сцене Кремлевского дворца спела Мария Гулегина одно из самых прекрасных сопрано мира. После концерта Хосе Каррерас дал интервью «Ведомостям». Вам приятнее ощущать себя профессионалом или звездой? Пожалуйста, только профессионалом!.. Уж слишком часто звезды обманывают людей. Концерты доставляют вам столько же удовольствия, сколько и оперный спектакль? Своими корнями я, конечно, принадлежу опере. Я родился оперным артистом. Но мне нравится и то и другое. Доминанта концертов в гастрольном графике певца далеко не всегда свидетельствует о пенсионном возрасте исполнителя. Концерты позволяют исполнителю ощутимо разнообразить репертуар как жанрово, так и стилистически, создают особую атмосферу интимности во взаимоотношениях между певцом и публикой, которая на концертах всегда более демократичная. Будет ли шоу трех теноров на чемпионате мира по футболу нынешним летом в Германии? Не думаю. У нас были предложения, приуроченные к чемпионату мира, но дальше разговоров о возможности нашего выступления мы так и не продвинулись. Единственное, что могу сказать, я надеюсь, что хотя бы еще однажды Каррераса, Доминго и Паваротти публика увидит на сцене вместе. Но я прекрасно понимаю, что ничего вечного не бывает в жизни. Как вы думаете, у трех теноров найдутся последователи? Дело не только в том, чтобы вместе на сцене стояли три очень хороших певца, между ними должно возникать некое химическое соединение. Это может произойти, если они хотят это сделать, если между ними есть взаимное уважение и обоюдный интерес. Только тогда они смогут удивить мир так, как это сделали мы. А с женщинами вообще есть проблема. Проблема репертуара. Тенора всегда, со времен Карузо, Джильи и Ди Стефано, кроме опер пели популярные песни. Для женщин подобного репертуара не существует. В противном случае, мне кажется, еще лет тридцать назад родился бы триумвират типа: Мария Каллас, Рената Тебальди и Джоан Сазерденд. Пение втроем это и наука компромисса, а сопрано, кажется, не знают значения этого слова
Когда в 1972 году я первый раз пел в New York City Opera, мне дали самый лучший профессиональный совет. «Никогда не спорь с сопрано», прошептал мне кто-то из хора. И я всегда неукоснительно следую этому принципу. Наверное, поэтому моя сценическая жизнь сложилась очень легко и красиво. Почему, на ваш взгляд, своей популярностью опера обязана прежде всего тенорам? Думаю, тому есть две причины. С одной стороны, композиторы написали для теноров самые страстные и прекрасные страницы оперной музыки и герои, исполняемые тенорами, это в своем подавляющем большинстве романтические образы. С другой стороны, голос тенора очень схож с голосом подростка и женщины инстинктивно испытывают потребность нас, теноров, пожалеть и защитить. Женщины это совершенно особая часть публики. Женщины во всем мире особо чувствительны и неординарны в своем восприятии музыки. Кого-нибудь из певцов вы согласны назвать своим преемником? Не думаю, что я настолько важен, что у меня обязательно должен быть преемник. Но действительно, кажется, старое поколение певцов заканчивается именно на мне. Сейчас среди теноров нового поколения есть великолепные голоса мне нравятся Роберто Аланья, Марсело Альварес, Роландо Вильясон, они обладают лирическим голосом, близким мне по духу. Но я не могу назвать ни одного певца, кто шел бы по моему пути. Не потому, что я лучший, а из-за того, что они просто совсем другие. Здесь вопрос не в каких-то формальных голосовых характеристиках, а в наличии определенной харизмы. Обладания красивым голосом еще недостаточно для успеха. Думаю, что секрет больших артистов независим от голоса или музыкальности успех прежде всего пропорционален масштабу личности. Хотя и существуют знаменитые школы, это совсем не значит, что те, кто проходит через них, станут звездами. Выдающиеся певцы рождаются спонтанно. А что в первую очередь способствует успешности карьеры? Певец должен заботиться о своем голосе постоянно. Проблема заключается в том, что мы, певцы, владеем феноменальным инструментом, являющимся частью нас самих. Мы не скрипачи или виолончелисты, которые хранят свой инструмент в футляре. Мы очень зависимые люди. Все, что окружает нас в физическом, интеллектуальном и психологическом плане, сильно сказывается на состоянии нашего инструмента, так как теноровый голос очень уязвим. Тенора, как никто иной, просто обязаны вести мудрый образ жизни, где главное дисциплина и еще раз дисциплина. И все же вас очень часто упрекают за риск. Я не хочу постоянно думать о том, что моя карьера может оказаться под угрозой, если я спою ту или иную вещь. Я убежден, если ты не рискуешь, то ведешь просто растительный образ жизни. Я уважаю артистов, у которых хватает силы воли строго ограничить сферу своих исполнительских интересов ради своего голоса, но понять я их не могу. Я не верю в успешную карьеру в комфортабельных условиях. Мое главное стремление в жизни избежать обыденности и рутины. От этого я просто сошел бы с ума. Да, пусть я совершал какие-то ошибки, но единственный человек, который ответственен за них, это я сам. Карьера без ошибок и провалов, мне кажется, была бы очень тоскливой. Скучно жить, не чувствуя азарта. |