Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Дела семейные

Лев Додин нашел точки личного соприкосновения с «Королем Лиром»

Ведомости / Понедельник 20 марта 2006
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Несколько недель в городе на плазменных экранах и лайтбоксах красовались анонсы грядущей премьеры в Малом драматическом театре — Театре Европы. Оказалось, что такая массированная PR-кампания не слишком вяжется со спектаклем, в котором речь идет о переживаниях непубличных и сюжетах почти интимных.Общим местом стала констатация, что Малый драматический — театр-дом, формировавшийся десятилетиями, что актеры притирались друг к другу с института, что связи их друг с другом и со своим учителем-режиссером — почти семейные, потому спектакли, долго рождавшиеся, и живут долго. «Лира» тоже репетировали больше двух лет, и это сразу чувствуется. Очень сложный текст, через который и глазами-то не продерешься, размят и присвоен абсолютно.
В МДТ владеют утраченной нынче культурой играть первый план, сюжет — поскольку роль уже вошла в состав крови, нет нужды с порога демонстрировать средства актерской выразительности, которыми она нарисована, образ сам себя проявит постепенно. Вот выходят Кент и Глостер, вот второй знакомит первого со своим сыном, объясняет, что тот — побочный, девять лет был в отлучке, сейчас приехал, а есть еще законный сын: все эти обстоятельства надо сделать внятными. В Малом драматическом так и делают — в отличие от принятой в других труппах манеры играть Шекспира «как положено»: молотить слова на фальшивом моторном темпераменте.
Маленький зал театра разделяет проход, перпендикулярный сцене, на репетициях туда ставят столик для Льва Додина. Лир появляется из этого прохода, поворачивается к зрителям и заговорщически показывает язык: мол, сейчас начнется. Нам сразу дают понять, что мы именно в театре. И внешние приметы старости 46-летний Петр Семак поначалу показывает театрально, но потом бросает за ненадобностью — не в старости дело, а в природе взаимоотношений.
Сцена Малого драматического изображает… сцену Малого драматического (художник Давид Боровский). Начинается кастинг дочерей: они садятся в глубине на складные креслица вроде тех, на каких сидят режиссеры на съемочных площадках. А Лир и вовсе в «режиссерской» мизансцене: впереди, спиной к залу, в таком же кресле. Ритуал — искренности никто и не требует. Как в театре: «Устал я что-то, наверно, пора уходить из худруков». — «Что вы, Иван Иванович! Мы без вас не можем, без вас все рухнет! Вы же гений!» Лир уж сколько лет капризничает и самодурствует, все привыкли. Но тут случилось по формуле Набокова: «Однажды ей дали доуложиться».
Лев Додин велел Семаку отпустить волосы и бороду. Борода, как обнаружилось, седая — такая же, как у самого Додина, да и форма ее похожа. Лев Додин мог бы и не признаваться в интервью «Ведомостям» (№ 44 от 15.03.2006): «Я могу примерить на себя ситуацию Лира. Потому что — ну, дочки… ну, ученики», — эти ассоциации возникают сами собой.
«Король Лир» многое скажет тому зрителю, для кого Малый драматический театр — большая и дорогая часть его биографии. Впервые на одной сцене сошлись все поколения этой огромной разветвленной театральной семьи: от прославленного выпуска Аркадия Кацмана и Льва Додина 1979 года — курса «Братьев и сестер» — до нынешних додинских студентов-четверокурсников. А в сознании являются призраки тех, кого уж нет и кто далече. Вспоминаешь, как Семак уходил во МХАТ, а потом вернулся в отчий дом и тогда Додин, будто на радостях, быстро и легко, без обычной мучительности, поставил чудесного, свежего и живого «Дядю Ваню» с Семаком — Астровым. И то, как на 60-летие Льва Додина в позапрошлом году приехала живущая сейчас в Лондоне Ирина Селезнева (однокурсница Семака, это выпуск 83-го — курс «Братьев Карамазовых») и голосом Анны Герман спела свой номер из знаменитейшего студенческого спектакля «Ах, эти звезды!» — «Мы долгое эхо друг друга» и Лев Абрамович, кажется, прослезился. Еще один их однокурсник — любимец Додина Владимир Осипчук погиб в 90-м, а сейчас его место харизматичного красавца, вакантное все эти годы, кажется, есть шанс занять у студента Данилы Козловского (он играет Эдгара).
В первой части, пока чувствуется этот бэкграунд, — всё необыкновенно интересно: отречение, завязки интриг, предательство Эдмунда, ссоры дочерей с Лиром… Но по мере приближения к кульминационным сценам из спектакля начинает выходить воздух. (И даже то, что режиссер вслед за Эдгаром раздел догола Лира, Кента и Шута, кажется лишь искусственным средством собрать рассеивающееся зрительское внимание.) Думаю, что по объективным причинам.
Начинали репетировать перевод Пастернака, но сейчас играют прозаический подстрочник. Это оправданно: так Шекспир грубее и правдивее, чем в стихах. Еще Григорий Козинцев, рассуждая о «Лире», вспоминал слова Мандельштама: «Лучше Петрушка, чем Кармен и Аида, чем свиное рыло декламации». В начале Лир бросает Кенту: «Иди в жопу!» — это очень органично, таков же и матерок Шута. Но когда дело доходит до хрестоматийной сцены бури, становится очевидно: все эти вопли «Дуй ветер! Дуй, пока не лопнут щеки! Лей, дождь, как из ведра» и т. д. даже и прозой сейчас невозможно сыграть естественно. Драма современному человеку близка, трагедия — нет.
Четвертый и пятый акты подверглись сокращениям столь радикальным, что расползаются сюжетные связи. А лучше бы это всё — ослепление Глостера, поединок его сыновей, смерть Корделии и проч. — и вовсе купировать. Когда актеры начинают кричать, садятся на связки — это значит, режиссер не знает, что им тут делать.
Однако в МДТ не мазанки лепят и не шатры разбивают — тут строят долговременные сооружения. Возможно, устоится фундамент, выровняются стены, просохнет штукатурка — и семья как следует обустроит и обживет и этот дом. Подождем.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков