Театральная критикаПариж захвачен корсарамиНа сцене Опера Гарнье начались гастроли балета Большого театра. Москвичи привезли те названия, которых нет в репертуаре самой Парижской оперыВедомости / Четверг 10 января 2008 Последний раз Большой танцевал в Париже четыре года назад. Тогда театру приходилось после многолетнего перерыва в выступлениях заново восстанавливать во Франции репутацию одного из лучших театров мира. Сегодня Большой в Париже обязан подтвердить свой высокий статус. Но за эти годы «в театре выросло новое поколение артистов» так сказал «Ведомостям» генеральный директор театра Анатолий Иксанов, добавив: «Теперь мы показываем во многом обновившееся лицо Большого». Билеты на выступления нашего балета были распроданы заранее, так что первый гастрольный спектакль «Корсар» (громкая премьера 2007 г.) несколько раз прошел с аншлагом. Показом старинного спектакля, реконструированного по архивным записям, Большой вернул на родину балет, когда-то впервые поставленный именно в Парижской опере. Сначала все шло гладко. Открыли гастроли Светлана Захарова и Николай Цискаридзе, оттанцевала партии пирата Конрада и его дамы сердца Медоры другая пара Сергей Филин и Светлана Лунькина. Парижские газеты поместили восторженные рецензии, названия которых говорят сами за себя: автор Figaro назвала статью «Блестящий академизм», а текст в Le Monde озаглавлен «Большой завоевывает Париж». Николай Цискаридзе, для рецензента «мрачноватый франт», назван еще и «великолепным партнером», а красивые ноги Светланы Захаровой сравнивают с конечностями «породистого коня». Балетоманские сайты Европы тоже заполнились откликами, и зрители судят артистов подчас строже, чем критики. Замечены не только исполнители главных партий: Иван Васильев, например, поразил трюками в па-де-де первого акта, Андрей Меркурьев показался колоритным врагом главного героя, а кордебалет описан как «творящий чудеса». Комплименты получил и сам спектакль «чуточку коммерческий, но почтенный», несколько длинноватый и «не интеллектуальный, но экзотический и забавный балет». Но внезапно вокруг «Корсара» в Париже начались треволнения. Заболела следующая исполнительница главной женской партии Мария Александрова. Пришлось спешно готовить замену молодую Наталью Осипову. Ее обязали выйти на сцену, балерина в авральном порядке репетировала ночью, но из-за чехарды с заменами партнера обстоятельства сложились так, что «Корсар» в Париже спасла все же не Осипова (которой в итоге оказалось не с кем танцевать), а Светлана Лунькина: она героически станцевала три подряд огромных, технически сложных спектакля. Местные балетоманы оценили Лунькину Медору, которую один зритель назвал «самой музыкой от кончиков ногтей до кончиков волос». Но и всерьез расстроились из-за невозможности посмотреть большую роль Натальи Осиповой, о которой знают понаслышке, по триумфальному успеху новой звезды Большого на летних гастролях ГАБТа в Лондоне. После «Корсара» публика во Франции, привыкшая к сдержанным эмоциям собственных вышколенных звезд, оценила российскую балетную удаль и эмоциональность. Гастроли продолжаются, скоро Париж увидит вечер одноактных балетов и «Спартак». Реверанс Италии. В эти же дни хор и оркестр Большого театра выступают в театре Ла Скала. В программе – «Франческа да Римини» Чайковского и Рапсодия на тему Паганини Рахманинова. В этих опусах, отметил дирижер Александр Ведерников, «есть некий реверанс Италии, ну а в заключение мы все-таки возвращаемся на патриотическую волну»: звучит кантата Прокофьева «Александр Невский». |