Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Недожар-птица

Круглолицые матрешки несутся ввысь, рассекая воздух. Вслед им летит слоган Russisch gestimmt. Таким плакатом открылся 23-й Шлезвиг-Гольштейнский фестиваль, в этом году посвященный русской музыке

Ведомости / Вторник 15 июля 2008
Шипящие звуки в motto (теме) фестиваля — не случайность, но многозначительная закономерность. Russisch gestimmt — это созвучно как имени фестиваля, Schleswig-Holstein, так и свисту уносящихся в неведомую даль матрешек. В общем, «Русь, куда несешься ты?» на немецкий лад: в сознании немцев Россия, как и 100 лет назад, предстает в образе матрешек, водки, самовара и той непостижимой для рациональных европейцев субстанции, что зовется «русской душой».
Russisch gestimmt — это не просто русское звучание, это и русский лад, и русский строй, и русская гармония: сложносоставное понятие, пытающееся обозначить некий русский музыкальный космос. Его и пытается открыть немцам нынешний фестиваль, который продлится до 31 августа.
На него прибудут русские солисты и оркестры, ансамбли и фольклорные исполнители. Но открытие — святое дело: его нельзя поручить гостям. Потому торжественный концерт в старинном городе Любеке в зале модернового Конгресс-холла на берегу реки Траве провел дирижер Кристоф фон Донаньи, нынешний руководитель знаменитого оркестра Северогерманского радио (NDR-Hamburg).
Все было как полагается: прием для спонсоров в пятизвездочном отеле, патетичная речь президента земли Шлезвиг-Гольштейн и ответная благодарственная речь интенданта Рольфа Бека.
Бек руководит фестивалем 10 лет; ему удалось вывести фестиваль из финансового кризиса и сделать мероприятие, проходящее по всей земле, по-настоящему народным. Все социальные и возрастные группы, все слои населения Шлезвиг-Гольштейна находят что-то для себя: детские и семейные концерты, воскресные гулянья в парке, сопровождаемые музыкой. Для меломанов — концерты популярной классики, для особо изощренных — опусы современных немецких композиторов.
Кристоф фон Донаньи был призван задать высокий тон благородного музицирования. И звук одного из лучших немецких оркестров в зале Конгресс-холла, более похожем на громадный сарай (никаких архитектурных изысков), и впрямь оказался отчетлив, благороден и сдержан.
В программе значились Скрипичный концерт Брамса и «Жар-птица» Стравинского: великий гамбуржец и великий петербуржец. Солировала в Брамсе немецкая скрипачка Арабелла Штейнбахер: музыкальная, не без способностей, но отнюдь не обладающая сногсшибательной харизмой. Стипендиатка фонда Анн-Софи Муттер, она не избежала ее влияния: и в манере одеваться (открытое вечернее платье с голыми плечами), и в манере игры Арабелла явно «косит» под первую скрипачку мира, но не дотягивает до нее процентов на 80. Концерт Брамса — патетичный, временами сумрачно-депрессивный, временами открыто экспрессивный — исповедь автора, излияние сильных чувств, играть это сочинение надо гораздо более истово и искренне. Арабелла Штейнбахер играла как прилежная ученица: звук был красив, но вял, слаб и тускл. Не было страсти и накала, без которых концерт Брамса просто протухает. Не помог солистке и дирижер: у Донаньи плоховато с тем, что называется «внутренним движением» — подспудный, интенциональный ток делает фразу живой, пластичной, внутренне подвижной.
После Брамса стало страшновато за «Жар-птицу»: как Донаньи интерпретирует красочную, диковатую для немецкого уха музыку? Опасения были не напрасны, дирижер преподнес партитуру Стравинского — абсолютно русскую по духу и ритмам — как некую французскую штучку. Дебюссил вовсю, наслаждаясь тонкими переливами оркестровых красок и намеренно высветляя колорит. Слишком изящно, слишком регулярно, слишком спокойно. Партитура была «сделана»: выучена, отчищена, тщательно отдраена, как драят медные дверные ручки. И блестела «Жар-птица» медным блеском, а не сверкала огненными сполохами, не рассыпалась рыжими искрами. В звучании струнных до боли не хватало мяса, более плотного вибрато. В композиции, в построении фраз — томительных раздуваний и опаданий, того лирического половодья, характерного для русской музыки, что внезапно нахлынет — и отступит. «Жар-птицу» сыграли вполголоса, sotto voce. Ни бесовщинки, ни лукавинки — один голый расчет да демонстрация отличной выучки духовиков.
Но ждать осталось недолго: русские оркестры — Мариинский с Валерием Гергиевым, Российский национальный с Михаилом Плетневым, оркестр Большого театра с Александром Ведерниковым — приедут и покажут немцам, что такое на самом деле Russisch gestimmt.

В антракте
В буфетах гамбургского Hafencity появился русский Borschch. Его наливают в свежеиспеченные ржаные караваи с вынутым из середины мякишем и накрывают сверху срезанной горбушкой-крышкой. Кушанье пользуется экстраординарным спросом.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков