Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Весть из страны роз

Концертом «Розы Ирана» в Николаевском зале Большого Эрмитажа открылся фестиваль Early music

Ведомости / Пятница 19 сентября 2008
В этом году фестиваль, специализировавшийся исключительно на раннеевропейской музыке, сделал намеренный крен в сторону Востока (в интервью «Ведомостям» худрук Early music Андрей Решетин сказал, что фестиваль естественно подошел к той границе, где осознается важность включения в наше культурное пространство других культур).
Выступление персидских музыкантов, носителей древней традиции иранского мугама, открыло непосвященным абсолютно новый музыкальный мир: хрупкий и рафинированный, утонченно-прекрасный и чуждый. Все было иное: принципы музыкальной организации, звучание ада, формообразование, тембровый спектр, каноны развертывания и развития мелодии. Импровизационность сочеталась с фиксированными формулами, неритмизованные монологи тара сменялись ритмичными рэнгами и тэснифами, гулкие раскаты ударных — вокалом и поэтической декламацией.
Музыка считается в иранской традиции искусством, которое общается с Духом напрямую, выражая «таинство нетленного завета между Богом и человеком». Это не метафора: присутствовавшие на концерте испытали некое экзистенциальное переживание расширения сознания. Концентрация и отрешенность странным образом сочетались в совершающемся «акте творения» дастгяха. Исполнение мугамного цикла — всегда строительство, нечто похожее на возведение величественного здания. Достигнув вершины, музыка спустилась вниз, к начальному тону, замкнув круг мелодий. Исполнение длилось около часа; в прежние времена, когда дастгях играли не по сокращенному циклу, музицирование могло длиться и несколько часов.
Название концерта отсылало к знаменитой поэме Саади «Гюлистан» («Сад цветов»). Газели Саади и Хафиза звучали в исполнении Фархада Саиди — просвещенного предпринимателя, любителя искусства. Сочиняющий стихи и рассказы, играющий на сантуре — аналоге цимбал или гуслей — Саиди читал превосходно. Впрочем, по канону полагается лишь петь и играть на музыкальных инструментах.
Состав исполнителей подобрался не вполне профессиональный, да и ансамбль сложился лишь накануне концерта, двое музыкантов приехали из Ирана, Саиди давно живет в России. Несмотря на это, эстетическое впечатление оказалось необычайно сильным. Красивый голос Маджида Рахнама пел, обращаясь к далекой возлюбленной, под которой в суфийской традиции подразумевается Бог: «Мне весть была, что все пройдет, и что невзгод не будет…» И слушать его было необычайно утешительно.

Мугамы Мусы
12 ладов-мугамов, по легенде, имеют божественное происхождение. Они полились из отверстий камня, который Всевышний послал пророку Мусе (Моисею), страдавшему от жажды.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков