Театральная критикаНовой музыке опять не повезлоВ Мариинском театре начался фестиваль современной музыки. В программе открытия были Мессиан, Булез, Щедрин и много больших проблемВедомости / Суббота 01 ноября 2008 Новые горизонты«, первый раз прошедшие год назад, открыли публике чрезвычайно интересную фигуру: англичанина Томаса Адеса успешного композитора и дирижера, чьи оперы идут по всему миру. Следом тогда исполнили сочинения петербургских авторов Бориса Тищенко и Сергея Слонимского, вспомнив между делом и о юбилее Валентина Сильвестрова. Тот же принцип положен в основу нынешнего, второго, фестиваля: вначале маститые иностранцы, потом музыка отечественной выделки. Правда, задуманный концерт из сочинений питерских композиторов слетел. Петербургский стиль в одиночку представляет Александр Смелков со своей оперой «Братья Карамазовы». Но это будет в конце фестиваля. А первые программы выглядят чрезвычайно амбициозно: Мессиан, Булез, во второй день знаменитые венгры Дьердь Куртаг, Дьердь Лигети и одноактная опера Белы Бартока «Герцог Синяя борода». Открывало фестиваль «Вознесение» Оливье Мессиана четыре симфонические медитации, представляющие в разных эмоциональных ракурсах величие Христа. Мариинцы играли этот опус летом, поэтому, несмотря на изнурительные перелеты и работу без продыха, Мессиан прозвучал вполне внятно и впечатляюще: за пультом стоял Валерий Гергиев. Однако, забегая вперед, заметим, это было единственное отрадное впечатление от концерта. Мессиана решили дополнить Пьером Булезом. Его «Четыре нотации» (правильнее было бы перевести «заметки») сочинение довольно эзотерическое: структура его сложна, а ритм затейлив. Однако в исполнении мариинского оркестра, за пульт которого неожиданно встал молодой дирижер из Филадельфии Гавриэль Гейне, музыка «Нотаций» превратилась в грубую и комковатую смесь. Слои смешались в невнятное хлюпанье, структура не угадывалась даже при экстремальном напряжении мысли. Тромбоны и трубы вступали наугад, как бог на душу положит. Ситуация, в общем, была ясна. Валерий Гергиев только что выдержал сумасшедший концертный марафон в Самаре, куда он выезжал на полтора дня с оркестром Мариинского театра; провел накануне шестичасовую «Валькирию», причем на спектакль он с оркестром приехал прямо из аэропорта, едва поспев к шести часам. На следующий день назначил репетицию, затянувшуюся до самого концерта: с началом, как водится, запоздали на 15 минут. Естественно, маэстро не успел отрепетировать Булеза. И выпустил на сцену ассистента, который, собственно, придумывал программу «Новых горизонтов». Получилось как всегда. Извечная проблема Мариинского театра недорепетированность. Все важное готовится в спешке, вечно не хватает времени на отделку, на вдумчивое осмысление. Но новую музыку так играть нельзя! В ней есть своя логика и красота, которую нужно открыть для себя и для публики. Для этого ведь и были задуманы «Новые горизонты» разве нет? Однако не стоит думать, что публика съест что дают. Что если публика не знает, как должно звучать новое сочинение, то не заметит огрехов исполнения. Театр, взяв на себя благородную просветительскую миссию, не должен дискредитировать собственное начинание, а заодно и всю новую музыку скопом, играя ее плохо и неряшливо. Иначе можно навсегда отвратить от современной музыки массового слушателя. Во втором отделении исполняли «Лолиту» оперу Родиона Щедрина по роману Набокова. Опера имеет неплохую постановочную историю: мировая премьера ее состоялась в Стокгольме в 1994 г. (дирижер Мстислав Ростропович), российская в Пермском оперном театре в 2003 г. «Лолита» далеко не лучшее сочинение Щедрина. Слушать ее невыносимо тяжело: тягомотные речитативы, бесконечный и заунывный нудеж виолончелей, испещренная алогичными скачками, изломанная вопреки речевой логике вокальная линия. Но главный недостаток оперы выматывающее душу однообразие изложения. Такое впечатление, что Щедрину разом изменили и талант, и чувство времени, и вкус. Знакомые по «Анне Карениной», да и по последним операм приемы тембровых сопоставлений в «Лолите» звучат неорганично и умозрительно. Звукообраз оперы получился вымученным. Хотелось выйти вон что многие и проделывали, изображая финал «Прощальной симфонии» Гайдна, только не на сцене, а в зале. Впечатления эти проверены автором неоднократно: и в Перми, где опера была поставлена, и в Москве, куда спектакль был привезен. Петербургское исполнение лишь упрочило меня во мнении, что «Лолита» вещь абсолютно неиграбельная. Что странно, если вспомнить, как ярко, смачно, характеристично, с отменным мелодическим чутьем написаны последние оперы Щедрина «Очарованный странник» и «Боярыня Морозова». «Лолиту» же сцена явно отторгает: не спасли положение даже отличное исполнение заглавной партии сверхновой звездой Мариинки Анастасией Калагиной и звонкий тенор Александра Тимченко (Куильти). Времена года В Мариинском театре теперь все четыре сезона года маркированы фестивалями. Зимой – «Масленица», весной – фестиваль балета «Мариинский», летом – продолжительные «Звезды белых ночей». Осень отведена для новой музыки. Современные русские композиторы: Родион Щедрин |