Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Мелкие бесы окраин

«Макбет» Верди под управлением Теодора Курентзиса и в постановке Дмитрия Чернякова — первая в истории оперная копродукция Новосибирска и Парижа

Ведомости / Вторник 23 декабря 2008
У истоков проекта стояли Борис Мездрич (до недавнего времени — директор новосибирской оперы) и интендант Парижской оперы Жерар Мортье. Премьерная серия началась в Новосибирске, а в апреле «Макбета» покажут в Opera de Paris с двумя составами: французским и российским.
Пять лет назад новосибирская «Аида», сотворенная Дмитрием Черняковым, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Нынешний «Макбет» суше, строже и холодней. В нем нет теплоты и пронзительности ранних спектаклей Чернякова, нет сострадания к людям. Автор спектакля занимает по отношению к героям кровавой шекспировской истории позицию стороннего наблюдателя. И приглашает к тому же зрителей, предлагая им побыть соглядатаями: подсмотреть, украдкой заглядывая в чужое окно, что же происходит внутри — там, где весело пылает камин в гостиной и где на фоне дружелюбных оранжевых стен творится предательство, заговор, убийство.
Структура спектакля членится на сцены, прослоенные визуальной вставкой. Мы видим землю с высоты птичьего полета — как в программе Google Earth. Земля приближается, летит навстречу — и режиссер наводит наш взгляд, как объектив камеры, на пустынную площадь на окраине городка, уставленную невзрачными бетонными коробками домов. Или на сложносоставной дом-усадьбу Макбетов, покрытый черепичной крышей.
Ведьм и котла, в котором варится адское зелье, в спектакле Чернякова нет. Вместо них серая толпа людей — мужчин, детей и женщин, — из недр которой временами несется истерический смех. Это некая протоплазма, многоголовая и многорукая, лишенная света, души, индивидуальности; зло безликое, коллективное и безразличное. Никаких готических ужастиков: ни всклокоченных шевелюр, ни окровавленных призраков, чредою шествующих перед устрашенным Макбетом. Снят весь романтический пафос, бушующий в этой ранней опере Верди. Тут не ведьмы — тут мелкие бесы городских окраин, вьющиеся на задворках бетонных домиков, а по вечерам бездумно пялящиеся в телевизор.
В отличие от «Аиды», где намерения дирижера и режиссера чудесным образом резонировали, в «Макбете» дирижерская работа Теодора Курентзиса предстала некой самостоятельной ценностью. Оркестр новосибирской оперы звучал восхитительно: благородно, точно, очень прозрачно. Все нужные акценты были подчеркнуты — но не нарочито, а очень тактично. Никакого громогласного кипения страстей: первая кульминация, на настоящем фортиссимо, возникает лишь на финале первого действия, когда обнаружен труп короля Дункана: «Отвори свою пасть, ад…» Струнные играли упруго, решительно, четко, духовые — очень мягко и дифференцированно. Правда, вокал уступал по качеству выделки оркестровой игре. Голоса солистов порой тонули в оркестре: виной тому сложная акустика громадного зала новосибирской оперы. Кроме того, певцы слишком отдавались драматической игре. У Ларисы Гоголевской (Леди Макбет) поначалу то и дело пропадали низы, верхи же выпирали. Во втором акте она распелась — и дело пошло на лад.
Макбета пел грек Димитрис Тилякос: приятный, мягкий баритон его идеально ложился на трактовку придуманного режиссером образа. Макбет по версии Чернякова — интеллигент, склонный к рефлексии и меланхолии, мятущийся, совестливый и именно поэтому не сумевший вынести бремени власти, всегда сопряженного с кровью и убийствами. Перед развязкой Макбет сидит у окна — в пиджаке и галстуке, но без брюк — и наблюдает, как на его усадьбу, шелестя ветвями, надвигается Бирнамский лес. В финале героически-победный, грозно-ликующий хор повстанцев идет в записи, через колонки. Тем временем тараны крушат стены оранжевой гостиной, знаменуя конец тирана и конец времен. Крушили, впрочем, осторожно: дырки предстояло заделывать снова, а после четырех спектаклей в Новосибирске декорации, cделанные в мастерских Opera de Paris, увезут в Париж.
Новосибирск

Лебединая песнь
Жерар Мортье не смог прилететь в Новосибирск, хотя и обзавелся уже теплой меховой шапкой. Сибирско-французский «Макбет» – его последнее детище на посту интенданта Opera de Paris. С 2010 г. Мортье переходит в мадридский Theatro Real.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков