Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Хотите торт?

Новый “Евгений Онегин” оказался оперой слегка знакомой

Ведомости / Понедельник 04 сентября 2006
Большому театру было бы весьма сложно предложить неконвенциональную постановку любой хорошо известной русской оперы на основной сцене: слишком сильна привычка зрителя к хрестоматийным русским оперным образам. Теперь же, когда историческое здание находится на реконструкции, самое время рискнуть. Чуть в стороне, на Новой сцене, традициями не овеянной, можно попробовать иные варианты. Буде они окажутся аудиторией не приняты, все получится списать на эксперимент. А удача, глядишь, выведет театр из плена традиций глубоко советских времен и позволит вернуться на основную сцену во всеоружии обновленной эстетики.
Вопрос — начинать ли новым режиссерам с чистого листа или выстраивать свои версии в диалоге или полемике с былыми образцами? Неизвестно, захотят ли постановщик нового “Бориса Годунова” Александр Сокуров или необъявленный пока режиссер новой “Пиковой дамы” так или иначе оглядываться на устои. Но вот Дмитрий Черняков, с его искушенным знанием российских оперных традиций, сделал не просто “Евгения Онегина”, но “Евгения Онегина” в Большом театре“. Место обязывает: все-таки оно не нейтральная экспериментальная площадка, а сцена Большого, пускай и Новая.
Нет, в работе Чернякова есть, конечно, несколько мест, придуманных заведомо вкось. К примеру, очень удачные куплеты месье Трике, которые поет вовсе не месье, а Ленский, охваченный мальчишеской истерикой (тонкая вокальная и актерская работа Андрея Дунаева). Или совсем неудачно решенная “сцена дуэли”, где у соперников одно ружье на двоих и Ленский погибает (посреди гостиной) в результате неосторожного с ним обращения. Но в целом трактовка сюжета не дает поводов оскорбляться за первоисточник. Татьяна действительно пишет письмо, девушки играют в прятки, Онегин (статный и звучный Мариуш Квечень) дает все поводы пропеть “Как жалко Танюшу!”. И сценическая картинка на вид родная и уютная — гостиная в усадьбе с огромным гостеприимным столом, внушающие доверие старинные шкафчики и даже непременное для сценографии прежних лет ощущение воздуха и дали: за окном колышется зелень, а в кульминации признаний Татьяны (главная героиня спектакля — нервная и экзальтированная Татьяна Моногарова) распахиваются огромные окна, впуская освежающий ветер.
Однако уважение к традициям носит у Чернякова не органический (и не ученический) характер, а является частью приема — словно режиссер послушно выполняет ожидания: вы хотите милых чаепитий да торта со свечами? — вот вам они. В точно рассчитанных местах уважение сменяется ироническим цитированием. Вы хотите, чтобы Ленский был в меховой шапке? — извольте! Шапка, конечно, пожиже, чем на Лемешеве, но чем богаты, тем и рады. Во время предсмертной арии режиссер сажает рядом с Ленским некую уморительную слушательницу, которая заходится в немом восторге и слезах. Не портрет ли это той старушки, что десятилетиями ходила в Большой театр слушать всех Ленских, от Собинова до Баскова?
Не буду раскрывать всех ходов постмодернистской интриги. Где происходит действие заключительного акта? В “столице”. А где именно в столице, догадайтесь сами. Ну конечно же…
В Большом театре научились делать качественный продукт. Не только задуманы костюмы Марии Даниловой и свет Глеба Фильштинского в точном соответствии со сценографией Чернякова, но и выполнены. Не только виртуозно выстроил режиссер, к примеру, сцену бала у Лариных, начиненную несметным количеством забавных провинциальных типажей, но и блестяще отрепетировал ее с актерами и хором. Первый состав солистов ровен и хорош, к названным добавлю стильного и умелого Александра Науменко (Гремин), колоритного Валерия Гильманова (Зарецкий), чуть блеклую (отчасти в силу однобоко придуманного образа) Маргариту Мамсирову (Ольга) и — особо! — восхитительные жанровые роли, сыгранные бывшими московскими примадоннами, Маквалой Касрашвили (Ларина) и Эммой Саркисян (Няня). Ради них одних стоит смотреть спектакль. А хотелось бы упомянуть и многих персонажей “без речей”.
Александр Ведерников ведет оперу чутко, помогая солистам, оркестр хорош, хор безупречен. Кстати, открыт (из первой редакции) превосходный хор гостей в “столичной” картине: этой музыки Чайковского мы раньше в Большом не слышали.
Просчеты есть. Утомляет одинаковая картинка первых пяти частей (разные скатерти и свет не выручают). Много неувязок: едва ли стоило Онегину, с трудом добившись внимания, начинать тост словами “И здесь мне скучно!”. И не всегда понимаешь режиссера, когда сцена заполнена народом, а кто-то один, затесавшись в толпе, исполняет арию. Но в энергичности спектаклю не откажешь: “лирические сцены” наполнены оперными страстями. Поддельными или неподдельными — кто как поймет. Одной категории слушателей любовные излияния Онегина покажутся искренними, другая же увидит в них пародию на картонный пафос прежнего Большого театра, где и застрелиться-то не умеют.
В любом случае создатели спектакля победили. Они увидели оперу “Евгений Онегин” одновременно в упор и с дистанции. А мы вправе выбирать себе оптику по вкусу.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков