Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Вера и мера

Родион Щедрин поведал о страстях боярыни Морозовой

Ведомости / Среда 01 ноября 2006
Как свойственно большим мастерам (и то не всем), Щедрин умеет расходовать свой богатый профессиональный арсенал экономно, используя средства в меру и по делу. Партитура “Боярыни Морозовой” обходится камерным хором и четырьмя солистами-певцами, а оркестр заменяют литаврист, ударник и трубач. Одного часа и двадцати минут оказывается достаточно, чтобы емко прописать ключевые сцены суда, страданий и смерти раскольницы Феодосии, ее сына и сестры, дать слово гонителю — царю Алексею Михайловичу и утешителю — протопопу Аввакуму. Авторское высказывание дозировано: композитор не позволяет себе лирических отступлений и не берет на себя патетических задач. Нет предыстории: правота мученицы заранее принята на веру.
Искренне увлечься этой музыкой можно, лишь несколько себя уговорив. Непосредственный эмоциональный отклик рождается только в редкие моменты, когда героиня позволяет себе человеческую слабость — например, прося у стражи “сухариков”. Картины ужасных гонений нарисованы со сторонней объективностью. Действие не развивается, а обозначается, реплики действующих лиц выглядят цитатами, хор не персонифицирован — он и за народ, и за летописца, и даже за звуковые галлюцинации (как у Прокофьева в “Войне и мире”).
“Боярыня Морозова” корнями из советских 60-х: именно тогда стали увлекаться хоровой звукописью, скрещивать хор с барабанами, а старорусское с авангардным. И одновременно — из современной Европы, где ценится персональный язык композитора, особенно если он столь продуман, однороден и узнаваем, как у Щедрина. В “Боярыне Морозовой” есть и архаика, и неизменная щедринская колокольность, и сложная простота: вокальные линии строятся естественно и плавно, а их созвучия образуют эффект атональной невесомости.
Подзаголовок “русская хоровая опера”, правда, сбивает с толку: в традиции он вовсе не означает русской оперы без оркестра. Это вообще не опера, а скорее страсти, еще добаховские, образца XVII в. Протопоп Аввакум, который у любого другого композитора пел был “мусоргским” басом, у Щедрина поет нежнейшим тенором: особенно в интеллигентнейшем исполнении Эндрю Гудвина.
Участие австралийского певца нимало не разрушило замысла: русский по смыслу, он не имел ни грана сусальности или клюквы. Страстная партия Ларисы Костюк (Морозова) была заключена в строгие рамки и оттенена чистым звучанием почти барочного сопрано Вероники Джиоевой (княгиня Урусова), а баритон Михаил Давыдов в партии царя-гонителя изъяснялся модернистскими зигзагами. Отменный кастинг (компания Classica viva) соответствовал великолепному уровню Камерного хора Московской консерватории. Слушатели аплодировали с благодарностью и с той мерой энтузиазма, с какой можно аплодировать знаку качества. Опус Щедрина, печальный, виртуозный и деловитый, раскола не внес.

Современные русские композиторы: Родион Щедрин
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков