Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Художник Уильям Кентридж превратил «Зимний путь» Шуберта в спектакль-фильм

На фестивале Нового европейского театра (NET) его исполнили Маттиас Герне и Маркус Хинтерхойзер

Ведомости / Пятница 28 ноября 2014
Бедный Шуберт, он так хотел был оперным композитором, но его оперы не брали на сцену. На склоне лет, в последний год жизни (ему было уже немного за тридцать), он написал мучительно грустный цикл «Зимний путь» — для самого себя. Мог ли он представить себе, что через двести лет его произведение попадет на театральную сцену?
В последние пару сезонов «Зимний путь» стал в Москве популярным произведением: ощущение застылости времени нам теперь близко. Недавно рекомпозицию-деконструкцию цикла Хансом Цендером исполняли Стив Давислим и Теодор Курентзис, а до этого в оригинале пели звезды Феруччо Фурланетто и Йонас Кауфман. Нынешний исполнитель Маттиас Герне под стать им по рангу — первый баритон современной Германии, ученик и наследник традиций Дитриха Фишера-Дискау.
Предупредив публику о легком нездоровье, на деле он нимало его не проявил: где надо, мощный вагнеровский голос певца звучал в полную силу, но еще более впечатляло гибкое мастерство, с которым он передавал камерную интонацию шубертовских песен, лаконичный слог текстов Вильгельма Мюллера и богатство настроений, запечатленных обоими авторами в двадцати четырех песнях цикла, — от безысходной скорби до напускного, полуистеричного ликования. Маттиас Герне подкупает сочетанием зрелой мужественности и растерянности детского взгляда, прямолинейной честности и душевной теплоты. Другой мужчина на сцене был ему под стать — пианист Маркус Хинтерхойзер, знаменитый интендант, которого разрывают фестивали Вены и Зальцбурга; оказалось, что он, хоть и сутулится на манер Глена Гульда, умеет еще и прекрасно аккомпанировать.
Третья знаменитость — южно-африканский художник Уильям Кентридж — снабдил исполнение мультфильмом, пущенным на стену поверх скромной декорации из листков бумаги, исписанных черновиками и заметками. Такие же листки из блокнота демонстрировались и в кадрах, которые словно сбежались из его мультфильмов и рисунков.
Художник составил вольный контрапункт к песням Шуберта, подхватив одни темы и добавив другие. Пока Маттиас Герне пел песню «Почта», по экрану действительно ехал смешной почтальон на велосипеде, который вез «Письмо из ниоткуда» (титры названий песен у Кентриджа отличаются от мюллеровских). Зазвучала песня «Ворон», и на экране вдруг регулировщик уличного движения превратился в страшную птицу с крыльями. Персонажи вроде тихого Феликса или прекрасной мулатки родились у Кентриджа много раньше. Но «Зимний путь» Шуберта послужил ему поводом сложить из имеющегося материала как бы автобиографичную историю собственного пути. В ней он шествовал по страницам карт и книг, успокаивался на коленях женщин, попадал на войну и видел смерть. Забавным моментом ближе к концу стало превращение висельников, посыпавшихся с веток, в предметы кухонной утвари. Все закончилось похоронами по африканскому обычаю: умер лирический герой цикла на родине художника.
Единственное, чего мы не встретили на «Зимнем пути» Кентриджа, — это снег. Но на то мы и живем в разных полушариях.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков