Театральная критика«Лебединое озеро» от Раду Поклитару станцевали в Москве«Киев Модерн-балет» гостит у «Летних балетных сезонов»Ведомости / Среда 09 июля 2014 Хореограф Раду Поклитару получил широкую известность 12 лет назад, став сопостановщиком режиссера Деклана Доннеллана, которому Большой театр доверил создание новой версии «Ромео и Джульетты». Это был первый опыт погружения академического Большого в актуальную театральную реальность, и тридцатилетний хореограф стал символом модернизма и радикальности в отечественном балете. Поэтому от его «Лебединого озера» никто не ожидал пуантов, пачек и фуэте, а сам Поклитару предусмотрительно добавил в афишу ремарку «современная версия». При этом он не стал прилаживать новые танцы к старому сюжету, а сам написал новое либретто. Его главный герой — мальчик-лебедь, попадающий на стол хирурга Ротбарта, превращающего его в человека. Лебединые темы остались на месте, хотя фонограмма спектакля значительно сокращена — в соответствии с современными темпами, Поклитару ставит балет динамичный, в котором жесткий экшн заменяет меланхолические раздумья Чайковского. Постоянный соавтор хореографа — сценограф Андрей Злобин окутывает мир лебеденка своими излюбленными грязноватыми перьями и темнотой, создавая атмосферу безысходности. В нем комфортно себя ощущают только люди со штыками наперевес, легко искореняющие все, что не вписывается в гармонию существования под имперским кровавым орлом — символом государства Ротбарта. И танцы в этом мире агрессивные, брутальные и неуклюжие. Даже являющаяся главному герою во снах белоснежная Одетта похожа скорее на упругий мяч, чем на лирическую героиню. Впрочем, хореографический язык Поклитару хотя и воспринимается частью публики как предел танцевальной радикальности, но на самом деле имеет глубокие корни. Просто традиция, которой он следует, идет не от Иванова и Петипа, а от Матса Эка и Мэтью Боурна. А борьба за самоидентичность, верность себе и красота зла — темы для «Лебединого озера» классические. |