Театральная критикаВ Вене поют «Панча и Джуди»Это опера живого английского классика Харрисона Бертуистла, много лет назад возмутившая БриттенаВедомости / Понедельник 07 июля 2014 Казалось, опера Харрисона Бертуистла «Панч и Джуди» останется в истории благодаря неприятному анекдоту-апокрифу, случившемуся на премьере. В 1968 году на фестивале в Олдсборо Бриттен демонстративно покинул представление (хотя это был его фестиваль). Многие сочли это плохим знаком для карьеры молодого англичанина. И впрямь, она развивалась уже после смерти Бриттена, зато стремительно. Сегодня 80-летний Бертуистл — сэр, обладатель престижных наград, включая премию Сименса (первым лауреатом был Бриттен). Его играют по всему миру, от Перми до Зальцбурга (в прошлом году Алвис Херманис и Инго Мецмахер поставили там «Гавейна»), и даже одноактный «Панч и Джуди», не исполнявшийся 30 лет, теперь частый гость на сценах. В этом сезоне он звучал в Штаатсопер Берлина и Новой опере Вены, где дирижер Вальтер Кобера и режиссер Леонард Принслоо поставили настоящий ужастик. Панч (Ричард Риттельман) — старинный ярмарочный герой типа Петрушки и Каспера — относится к окружающим, как к персонажам театра кукол, убивая родных и близких с первой минуты (к счастью, у поющей его жену Джуди Мануэлы Леохартсбергер есть и другая партия, заканчивающаяся не так быстро). Что это — апофеоз бесчувственности или равнодушие как примета любого времени? Эстетика макабрического театра формировалась задолго до телевидения, но художник Моника Биглер установила на сцену почти десяток телевизоров — знай ужас нашего времени! Благодаря венскому amadeus ensemble в партитуре можно различить следы увлечения молодого Бертуистла Стравинским (вот и «Петрушка»), Мессианом и Варезом. Час сорок пять протекают быстро, с этого спектакля Бриттен бы не ушел. Гротеск провоцирует, но через провокацию искусство движется вперед, а не просто служит средством утешения. Новый театр специализируется на опере XX-XXI вв., он известен первыми постановками в Австрии «Марко Поло» Тан Дуна и «Билли Бадда» того же Бриттена, ставит Лигети и Этвёша, Черху и фон Айнема. Ближайшая премьера — «Орест» Манфреда Трояна. Жаль, у него нет аналога в России. |