Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Дитя двух отцов: В Камерном музыкальном театре поставлен «Лазарь, или Торжество воскрешения»

Оперу на евангельский сюжет создали сообща Франц Шуберт и Эдисон Денисов

Ведомости / Среда 16 апреля 2014
Новая постановка стала частью любопытной страды музыкального руководителя театра Геннадия Рождественского, в ходе которой театр ставит оперы, чьими авторами значатся не один, а несколько композиторов. Так появились в репертуаре «Идоменей» Моцарта в редакции Рихарда Штрауса и «Три Пинто», начатые Вебером и законченные Малером. «Лазарь, или Торжество воскрешения» — трехактная опера, полтора акта которой написал Шуберт, а другие полтора — Эдисон Денисов. Мировая премьера ее состоялась в Штутгарте незадолго до смерти Денисова в 1996 году, а теперь дитя двух отцов очутилось в России.
Оригинальный замысел либреттиста Августа Хермана Нимейера прелестен уже сам по себе. Сюжет строится вокруг евангельского эпизода, центральным героем которого является Христос — однако последний на сцене не появляется. Евангельское повествование существует по касательной к трогательной человеческой истории, развертывающейся перед нашим взором. Лазарь, окруженный заботами семьи и друзей, кротко умирает к концу первого акта. Во втором интерес переключается на менее спокойного Симона, которого терзают всевозможные страхи. В третьем акте Лазарь воскресает; под впечатлением свершившегося успокаивается и Симон.
Духовная опера, лишенная любовной интриги, — пристанище возвышенных чувств. Музыка Денисова всецело соответствует этой сокровенной ноте. Денисов не стилизует Шуберта, но порой использует его темы в качестве лейтмотивов. У русского композитора, который и сам причислял себя к авангардизму, были «тональный» стиль и «атональный» стиль; в «Лазаре» использованы оба. Тональный раскрывается в ариях, где полноценно прописаны вокальные партии (порой кажется, что именно в этом варианте денисовского почерка пришли к миру антагонисты — Вагнер образца «Парсифаля» и Стравинский образца «Похождений повесы»). Хоры звучат в атональном стиле с горних высот: от греха подальше в постановке Камерного театра они транслируются в записи.
С Геннадием Рождественским за дирижерским пультом чередуется молодой Айрат Кашаев. Поют, как всегда в Камерном музыкальном, неровно; в числе лучших — тенор Игорь Вялых в партии Лазаря, верно передающий торжественную интимность произведения. Сценограф Станислав Бенедиктов оформил спектакль в благостном стиле академической живописи. Режиссер Игорь Меркулов добавил в мизансцены прелестных детей, символизирующих беззаботность жизни. В эпизодах чудес добавлена проекция, пробивается неземной свет. Этих эпизодов два — итоговое воскрешение Лазаря и ария Марфы во втором акте, во время которой музыка Шуберта меняется на музыку Денисова.
В самом деле, «Лазарь» Шуберта — Денисова — чудо, утверждающее сродство творческих душ выше эволюционной логики. Здание, брошенное одним архитектором, достроено другим полвека спустя, и в него заглядывает солнце. Работа Денисова не похожа на версию, эксперимент, даже на диалог: он и впрямь вдохнул в «Лазаря» такую истинную жизнь, что ни Шуберту, ни нам теперь не приходится жалеть, что в свое время ему не суждено было родиться.

Современные русские композиторы: Эдисон Денисов
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков