Театральная критикаБольшой театр показал на весь мир «Утраченные иллюзии»Балет Алексея Ратманского и Леонида Десятникова прошел в сотнях кинотеатров всей землиВедомости / Вторник 04 февраля 2014 Большой театр, уже три года транслирующий свои лучшие балеты в прямом эфире на весь мир, впервые показал в этом проекте спектакль, еще не успевший стать классикой, — «Утраченные иллюзии», созданные Алексеем Ратманским и Леонидом Десятниковым по его заказу в 2011 г. Для показа в сотнях кинотеатров Европы, Азии, Латинской Америки и России Большой выбрал спектакль, созданный в новой эстетике, но отвечающий исконному московскому балетному стилю: масштабный, сюжетный, нашпигованный эффектными номерами для букета звезд и позволяющий показать свой кордебалет — предмет зависти всего остального мира. Любовные и творческие многоугольники из романа Бальзака, превратившись из обитателей литературно-театрального мирка в танцовщиков и танцовщиц парижской «Опера», вырываются на просторы балетной истории, где прообразом Корали становится Мария Тальони, а за Флориной угадывается тень Фанни Эльслер. Рамка телевизионного экрана несколько опрощает иллюзию «театра в театре», которой дважды в «Утраченных иллюзиях» пользуются Ратманский и Десятников. С другой стороны, камера позволяет во всех подробностях рассмотреть пластическую полифонию Дианы Вишневой в роли Корали. Одним из лучших моментов спектакля становится ее каскадный танец с цилиндром, когда она пытается скрыть от своего содержателя Камюзо присутствие Люсьена. Сцена из мнимой «Сильфиды» лишается отвлеченной бесплотности: Вишнева здесь не порхает, а захватывает силой страсти, в которой сливаются любовь к танцу и композитору Люсьену. Эта роль оказалась к лицу Владиславу Лантратову, который рядом с опытной партнершей на глазах прибавил профессиональной зрелости. Под стать экспрессии Вишневой оказались и гротеск Екатерины Шипулиной — Флорины, и изящный сарказм Артема Овчаренко — Первого танцовщика. Но «Утраченные иллюзии» Ратманского, в полном соответствии с московской традицией, полны маленьких актерских шедевров, и крупные планы Балетмейстера — Яна Годовского, самодовольного Камюзо — Егора Симачева, спесивого Герцога — Александра Фадеечева, преданной служанки Корали — Анны Антроповой и даже служанки из вставного балета — Анастасии Винокур могли бы украсить трансляцию. Современные русские композиторы: Леонид Десятников |