Театральная критикаВ программе Musikfest Berlin задают тон восточные славянеИх только немного приправили холодным БриттеномВедомости / Пятница 06 сентября 2013 С легкой руки арт-директора Винриха Хоппа на Musikfest Berlin теперь съезжаются топ-оркестры Европы и мира: Концертгебау, оркестр Баварского радио, Питтсбургский оркестр. Участие в фестивале лучших берлинских оркестров — обязательное условие; уровень оркестровой культуры в Берлине высок, и этому обстоятельству можно только радоваться. В программах фестиваля классики ХХ века намного больше, чем прошлых веков, — в этом явлены вкусы нынешнего руководителя Винриха Хоппа, седьмой год возглавляющего Musikfest Berlin. Как выстроить программу фестиваля, если над тобою висит обязанность отметить юбилеи таких разных композиторов, как Бриттен и Лютославский? Как увязать воедино интересы кассы, запросы публики и собственное желание придумать умный и элитарный фестиваль, генерирующий новые смыслы и нетривиальные ракурсы? Эти вопросы встают перед каждым по-настоящему креативным артистическим директором. А Винрих Хопп именно из таких. Он умеет придумать интересную концепцию, одновременно убедительную и неожиданную. Объединить программы хитросплетением родственных связей, неявных цитат, аллюзий, тематики. И тогда они предстают в афише как цельная, логичная композиция. Восточнославянское наклонение было недвусмысленно заявлено с первого же концерта фестиваля: его открывал Питтсбургский симфонический оркестр под управлением Манфреда Хонека. Теплая интонация и мягкие тембры струнных в Сюите для струнного оркестра Яначека оттенили сложную игру хаоса и порядка в Chain II («Цепь») Лютославского. Глядя в молодое лицо Анне-Софи Муттер, не верилось, что впервые она сыграла это сочинение четверть века назад — и удостоилась исключительно высокого отзыва автора о своей игре. Два вечера было отдано выступлениям артистичного и виртуозного Малеровского камерного оркестра: каждый музыкант в нем обладает амбициями солиста. С малеровцами выступил пианист Пьер-Лоран Эмар в необычной для него роли дирижера. Несмотря на выделку деталей, чувствовалось, что чисто дирижерской хватки ему недостает. Гораздо ярче, живее и увлеченнее заиграл Малеровский оркестр, когда за его пульт встал Теодор Курентзис. Программа ему выпала не из легких. Четырнадцатая симфония Шостаковича — одно из самых пессимистичных сочинений в мировой музыкальной литературе — была дана в сопряжении с не менее мрачной кантатой Бриттена «Федра». Уверенно взяв бразды правления, Курентзис умело нагнетал жуткую атмосферу: мрак нарастал, саспенс пошел такой, что мурашки по коже забегали. Умелыми и резкими переключениями динамики, сломами настроений, лихорадочным темпоритмом он как завладел вниманием зала, так и не отпустил его до конца. Дирижера поддержали солисты — вибрирующая, как струна, Ангела Деноке и сдержанно серьезный Петр Мигунов: его глубокий, мерцающий таинственными обертонами бас сразу же задал верный эмоциональный строй. Бриттен и Шостакович — емкая, многозначительная связь: композиторы были не только друзьями, но и единомышленниками. Оба предпочитали классичность выражения ультраавангардным новациям, оба — каждый по-своему — были интровертами. Вот почему столь естественно воспринимается связь музыки Бриттена и трех поздних симфоний Шостаковича, которые были исполнены на фестивале в три дня тремя разными оркестрами. Арт-директор фестиваля предпослал программе отрывок из работы нобелевского лауреата Элиаса Канетти «Перемигивания». И сразу все встало на свои места: смысловые сопряжения между опусами Шостаковича и Бриттена, перекрестное музыкальное эхо, долетающее с берегов Вислы, Дуная и Влтавы. Вся программа Musikfest Berlin 2013 посвящена таким «перемигиваниям»: отражениям, откликам друг в друге музыкальных культур, интригующим влияниям, образующим сложный конгломерат, объединяемый понятием «европейская музыка». Берлин |