Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

«Тристан и Изольда» в «Новой опере»: Повстречались в Москве

Первая московская постановка великой оперы Вагнера стала событием не только историческим, но и художественным

Ведомости / Вторник 21 мая 2013
Доселе Вагнер редко посещал московские и вообще российские театры, за исключением Мариинского, где представлен почти весь. Это не удивительно: силами штатной труппы его оперы поднять нелегко, а «Тристан» — с двумя тяжелейшими заглавными партиями — в этом отношении на первом месте. Ободренный опытом с постановкой «Лоэнгрина» в 2008 году, главный дирижер театра «Новая опера» Ян Латам-Кениг решился на «Тристана» — и его риск оправдался сполна. Грандиозная, почти четырехчасовая (спектакль начинается в шесть!) поэма о любви и смерти развернулась во всю ширь своего безмерного дыхания. Стены театра сотрясли вселенской мощи тутти, а в любовном дуэте, стелившемся на фоне звездного неба, музыка обмакивалась в волшебную тишину.
«Новая опера», хотя и подготовила собственных солистов (они войдут в спектакль позже), все же привлекла двух вагнеровских специалистов из Европы. Изольду спела певица из Швейцарии Клаудиа Итен. Возможно, ее принцессе недоставало царственности, зато характера и пыла было хоть отбавляй. Голос Итен, молодой и свежий, сварливый и задиристый, ничем не напоминал голоса великих вагнеровских див, зато не знал устали. В партии Тристана появился Майкл Баба (немец, но почему-то не Михаэль). Его герой был красив, интеллигентен и слаб. Во втором действии он экономил голос, заметно проигрывая партнерше, зато на третье действие приберег крепкий звук, страсть и пафос. В остальных партиях выступили артисты труппы, и один другого лучше — Анастасия Бибичева (Брангена), Виталий Ефанов (Король Марк), Артем Гарнов (Курвенал) и другие.
Режиссер-постановщик Никола Рааб сделала концептуально негромкую, но любопытную работу. В ней проступил образ старого романтического театра, благо что художник Джордж Суглидес использовал в своем оформлении эскизы Альфреда Роллера из венской постановки 1903 года. В гармоничном спектакле режиссура не стремится обратить на себя внимание, и все же было видно, что режиссер придумала своеобразную историю не-встречи. Каждый из двух героев вышел в большей степени солистом, нежели партнером, — о томлении, разлуке и радости любовники пели себе и залу, но не друг другу.
Это не изъян, а скрытая тема постановки: Тристан и Изольда в ней словно принадлежат разным эпохам. Изольда — языческая ворожея, часть природы, налитая соками растительного здоровья. Такие, умерев, тут же обратно выпадают на землю в виде животворных осадков. Тристан — изначально проигравший индивидуалист нового времени, обреченный на одиночество и смерть. Постановщики спектакля выступили, похоже, заодно с Брангеной, по чьему хитроумному замыслу столь культурологически далекие друг другу натуры выпили из одной чаши любовного напитка.
Этим отчасти объясняется, почему Изольда носит приличествующую средневековью хламиду с кожаным ремнем, а Тристан — брюки и плащ, к которому трудновато присобачить меч и ножны. Этим объясняется, почему в оформлении стиль, заданный эскизами Роллера, развит в неожиданную сторону: в третьем действии Тристан страдает в окружении берез, лежа на полосатом матрасе под уходом верного Курвенала, слегка напоминающего таджика-гастарбайтера. Подобные детали вписались в превалирующее количество картинной условности: ключевыми образами постановки остались палуба корабля, маячащая сквозь занавес, факел, горящий в ночи, и круглый горизонт, за которым герои обретают единение в смерти.
Главным героем спектакля стал, без сомнения, Ян Латам-Кениг, вдохновитель первой московской постановки великой оперы Вагнера, и оркестр театра, в целом уверенно справившийся с партитурой. Может быть, чуть жестковато звучат деревянные и в целом недостает обволакивающего марева. Но это и придает исполнению легкое подобие аутентичности: сплетение линий становится ясным, аналитический стиль исполнения словно снимает с оркестровки покров тайны.
Одним словом, премьера «Тристана и Изольды» оказалась событием не только историческим, но и художественным. А для театра «Новая опера» стала знаком выхода из кризиса и заявкой на серьезные свершения.
Второе представление состоится 25 мая
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков