Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Невозможность зла

У Кейджа одна воля никогда не вмешивается в другую

Русская жизнь / Вторник 26 февраля 2013
Пресс-служба города Лейпцига анонсировала фестиваль, посвященный Джону Кейджу, который пройдет в марте в восьми городах.
Опять Кейдж? Он нем нам все известно. Все его открытия принадлежат ХХ веку. Разве он еще актуален? Эта сказочка стара.
Оказывается, нет. В отличие от большинства знаменитых композиторов-авангардистов Кейдж известен не только музыкально-цеховому кругу. Люди любой культуры знают о существовании пьесы «4'33''»: в течение 4 минут 33 секунд пианист ничего не играет, а мы слушаем тишину – которая никогда не бывает полной тишиной и всегда может оказаться музыкой. Но Кейдж, возможно, нужен и людям, просто людям.
В 1991 году, в год смерти Кейджа мы снимали на Российском телевидении экранизацию его Лекции о ничто. К лекции добавили сочинения Кейджа, а также собственные сочинения и импровизации в его духе. Когда я стал монтировать, выяснилось, что все превосходно звучит одновременно. Лишняя режиссерская воля только вредила делу.
Иван Соколов тогда прочел в нашем фильме свое стихотворение:
Мир Кейджа чист. Свободна и проста
Идея «четыре-тридцать три» -
Как невозможность плохо написать
И шире – как невозможность зла.
Позже к нам стали приезжать европейские последователи Кейджа – например, Дитер Шнебель. В его перформансе двое исполнителей сидели за столом с тарелками. Один брал тарелку и ловким жестом заставлял ее кружиться на столе вверх дном. Другой тут же решительно прижимал тарелку к столу и вращение прекращал.
У Кейджа ничего подобно быть в принципе не могло. У него тарелка кружилась бы до остановки, и никто бы и не пытался ее остановить. У Кейджа одна воля никогда не вмешивается в другую. Конфликтность в его искустве полностью упразднена. Все существует одновременно, свободно и ничто другому не мешает.
Американец. В прошлом году его столетие отметил мир, в нынешнем празднования продолжаются. Лейпцигский проект «Музыка воды» доедет аж до Аддис-Абебы. У нас тоже в Консерватории прошел фестиваль, а совсем недавно в Центре Мейерхольда скрупулезно исполнили две «Европеры».
В обеих звучали классические оперные арии – подолгу, живьем и с пластинок, иногда по три-четыре сразу. Порой звучало по-дурацки, порой любопытно – что не так уж важно. Иван Глебович Соколов тоже играл отрывки из опер – как патриарх кейджевского движения.
В антракте исполнили «4'33''» - напрасно, потому что это все же музыкальное, а не театральное произведение. А в качестве бонуса было предложено закидать помидорами режиссера спектакля Наталию Анастасьеву.
Зрителям действительно раздали помидоры. Наташа вышла под музыку Доницетти, прекрасная, в подвенечном платье, завернутая снаружи в целофан.
- Кто без греха, пусть первым кинет помидор! - хотел было крикнуть я, но опоздал: помидоры полетели. Особенно старались жестокие дети. Наташа руками закрыла лицо и топтала босыми ногами красное месиво.
Все это было очень весело, но никак не в духе Кейджа. Любое насилие, даже в самой шутливой форме, у него было категорически исключено.
Невозможность зла – вот его послание, нужное сегодня всем людям, а не только тем, кто уважает авангард.

Современные русские композиторы: Иван Соколов
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков