Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

«Детский альбом 130 лет спустя»: Чайковский с тараканами

Современные композиторы дописали шедевр классика уважительно, но не без хулиганства

Ведомости / Вторник 11 декабря 2012
Десять композиторов разобрали двадцать пьес (почему-то не все двадцать четыре) хрестоматийного альбома по две в руки и написали в пандан к каждой из пьес свою собственную. Получившиеся сорок номеров прошли подряд: сперва в деловитом исполнении пианиста Михаила Дубова звучала оригинальная пьеса Чайковского, потом то, чем творчески отреагировал на нее наш современник. Последнее слово все-таки оставили за Чайковским: хотя опус Сергея Зятькова — композитора, выступившего и куратором всего проекта, — «Сны обступают изголовье» звучал весьма проникновенно, перед классиком все-таки сняли шляпу и поставили его пьесу «В церкви» в торжественный конец.
В пьесах-ответах составы были разные — композиторы могли использовать скрипку, виолончель, флейту, разные виды кларнетов и тот же самый рояль. Что самое приятное, стили и манеры тоже были разные: никакой эстетической партийности куратор Зятьков не выказал.
Удачнее всего выступили те композиторы, чья музыка образовала с Чайковским концептуальный контраст. Публика, собравшаяся в Камерном зале филармонии, приняла на ура обе вещицы Сергея Кима — «Марш деревянных солдатиков», где Ансамбль современной музыки выстукивал, не играя нот, ритм одноименной пьесы Чайковского, и, в особенности, пьесу «Гонки» (ответ молодого автора старорежимной «Игре в лошадки»), в которой звук скрипки и виолончели было невозможно отличить от звукового ряда «Формулы-1».
Весьма удались и пьесы-перформансы. Так, «Воспоминание» Георгия Дорохова состояло в том, что исполнители картинно водили смычками по компакт-дискам с записью «Детского альбома» Чайковского. А «Фабрика игрушек» Юрия Акбалькана (та фабрика, на которой, вероятно, сделали «Новую куклу» малолетнему герою Чайковского) и вовсе обошлась без участия музыкантов: их заменили заводные тараканы, с приятным зудением ползавшие по струнам оставленных на сцене инструментов.
Ответом на пьесу «Песня жаворонка» послужила композиция Александра Маноцкова, живописавшая сцену «Жаворонок и ремонт дороги». Первый, изображенный сразу флейтой и кларнетом, порхал, чирикая мотивами из Чайковского над грязным и скрипучим процессом, воплощать который пришлось скрипке и виолончели.
Однако пришлись ко двору и композиции поэтичные, мистические — такие как, например, утонченные по звучанию «Похороны куклы» Алексея Сюмака или жутковатый «Яра-ма-йха-ху» Анны Желтышевой, адресованный тем детям, кого пыльная «Баба-яга» напугать уже не может.
Были и тонкие ходы, например, в ответ «Старинной французской песенке» Марина Шмотова написала портрет тех, кто в далекие времена такие песенки исполнял, — изысканную пьесу «Жонглеры».
Вероятно, проекту не хватило некоего мегасценария, в ходе исполнения которого могло бы родиться крупное осмысленное высказывание на тему детства, классики и современности, связи времен. Кураторская мысль на музыкальном поприще у нас пока делает только первые шаги — но и такие шаги, как проект «Детский альбом», уже стоит поприветствовать.

Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков