Все публикации
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы





 

АТК провела экспертизу театральной программы VIII международного Платоновского фестиваля искусств

23 июня 2018
Экспертное заключение Ассоциации театральных критиков (АТК) о театральной программе VIII международного Платоновского фестиваля искусств
 
Руководствуясь своим уставом, который предписывает «осуществлять все виды экспертной поддержки театров и театральных институций», Ассоциация театральных критиков (АТК) по собственной инициативе приняла решение провести экспертизу программы VIII международного Платоновского фестиваля искусств, проходившего с 6 по 17 июня 2018 года в Воронеже.  
 
Причиной такого решения стало выступление на церемонии закрытия фестиваля Эмилии Сухачевой, временно исполняющей обязанности руководителя департамента культуры Воронежской области, которая заявила, что «к сожалению, не все мероприятия фестиваля вызвали однозначный отклик профессионального сообщества и средств массовой информации».  
 
Поскольку АТК состоит из профессионалов высокого уровня и представителей СМИ, мы решили проверить, насколько справедливы слова Эмилии Сухачевой.  
 
Ассоциация театральных критиков создала рабочую группу, в которую вошли Анна Галайда, Алексей Киселев, Сергей Конаев, Кристина Матвиенко, Глеб Ситковский, Мария Хализева и Алла Шендерова, а также приглашенный специалист, кандидат искусствоведения Наталья Шаинян. Им было поручено проанализировать театральную программу VIII Платоновского фестиваля и подготовить экспертное заключение с оценкой уровня программы.  
 
В программу 2018 года вошли следующие спектакли, каждый из которых охарактеризован нашими экспертами.  
 
100% Воронеж  
Совместный проект Rimini Protokoll (Германия – Швейцария)  
и Платоновского фестиваля искусств  
 
Немецко-швейцарская группа Rimini Protokoll - безусловный лидер мирового документального театра XXI века. В своих проектах группа пытается выйти за пределы традиционного спектакля и делает участниками не актеров, а обычных людей. Группа неоднократно бывала в России, но до сих пор с ее творчеством были знакомы зрители только в Москве, Петербурге и Перми. Проект «100% город» за десять лет был показан уже более чем в 30 городах мира, и уникален тем, что слово в нем получают 100 жителей города, отобранных по специальным параметрам – так, чтобы подборка была полностью репрезентативной. Именно поэтому проект чрезвычайно труден в реализации, но дает зрителям в прямом смысле слова услышать глас народа, увидеть своих земляков со стороны и понять, чем они живут. Реализовать “100% город” в России пытались не один раз, однако это удалось лишь команде Платоновского фестиваля под руководством и при непосредственном участии Михаила Бычкова. Это спектакль, участники которого отвечают на множество социологических вопросов, волнующих население - в частности: «Вы за или против смертной казни?», «Хотели бы вы вернуться в СССР?» и т.д.. Вопросы были сформулированы ими же в ходе репетиций. Спектакль избегает тенденциозности и давления на участников с тем, чтобы получить «нужный результат». Он не призывает зрителей выступать за или против, но позволяет понять, что происходит в умах жителей столицы Черноземья. Феноменально сложный и интересный эксперимент, настоящий гуманитарный проект, каким стал спектакль «100% Воронеж» показал, что сегодняшние жители России, придерживающиеся часто диаметрально противоположных взглядов, способны все же мирно сосуществовать и договариваться между собой. В них присутствует то достоинство и умение уважать чужие взгляды, что всегда было свойственно лучшим представителям населения России. Этим проектом Платоновский фестиваль вписывает Воронеж в список передовых мегаполисов мира, таких как Вена, Берлин, Лондон и др.  
 
 
La Verità  
Компания Финци Паска, Швейцария  
Автор и режиссер – Даниэле Финци Паска  
 
Швейцарский режиссер Даниэле Финци Паска – одна из ключевых фигур современного мирового театра, яркий представитель зрелищного, «визуального театра». С равным блеском работает и на стадионах, и на цирковых аренах, и в камерных залах. Известен как постановщик церемоний закрытия Олимпийских игр в Турине (2006) и Сочи (2014), циркового шоу Corteo в Цирке дю Солей. В 2010 по заказу Чеховского фестиваля поставил «Донку» к 150-летию А.П. Чехова. Мировая премьера спектакля La Verità состоялась в 2013 году в Монреале, и это одно из самых востребованных шоу компании Финци Паска за всю историю ее существования. Шоу было показано в 61 городе мира. Воронежская публика приняла спектакль с не меньшим энтузиазмом, чем жители мировых столиц. То, что Платоновский фестиваль смог организовать гастроли Даниэле Финци Паска в Воронеже – свидетельство высокого уровня профессионализма всей команды фестиваля.  
 
 
О-й. Поздняя любовь  
Театр «Школа драматического искусства»  
Режиссер – Дмитрий Крымов  
Совместно с проектом «Фестиваль «Золотая Маска» в Воронеже»  
 
Создать по-настоящему смешной спектакль в XXI веке практически невозможно. Жанр комедии дискредитирован массой однотипных спектаклей, в то же время индустрия развлечений представляет сегодня огромный спектр вариантов, с которыми театр попросту не способен конкурировать. Комедии Шекспира или Мольера зачастую переосмысливаются современными режиссерами как философские драмы. Ситуация парадоксальна: самый востребованный театральный жанр оказался в катастрофическом дефиците. Фестивальные программы во всем мире составляют главным образом внежанровые произведения, к смеховой культуре апеллирующие если не в последнюю, то уж точно не в первую очередь. Платоновский фестиваль пригласил в Воронеж абсолютное исключение — образец чистого театрального гротеска, спектакль Лаборатории Дмитрия Крымова по Александру Островскому «О-й. Поздняя любовь». Вчерашние студенты играют забытую комедию классика, как если бы это был сценарий для мультфильма на телеканале «2х2». Драматургические перипетии, помноженные на выкрученный до предела гротеск, производят редкой силы комический эффект. На сегодня «О-й. Поздняя любовь» — один из популярнейших спектаклей Москвы, художественная состоятельность которого подтверждается не только полными залами, но и оценкой жюри фестиваля «Золотая маска», присудившего этой работе Дмитрия Крымова премии в двух номинациях: «Лучший спектакль малой формы» и «Лучшая женская роль» (Мария Смольникова) в 2016 году.  
 
Последний клоун на Земле  
Театр DEREVO, Россия – Германия  
Режиссер и исполнитель – Антон Адасинский  
 
Антон Адасинский — имя хорошо известное в России и за ее пределами. Создатель петербургского синтетического театра Derevo пользуется репутацией самобытного танцовщика, хореографа и режиссера, театрального философа, наследующего одновременно практикам русского авангарда и идеям Антонена Арто. Наличие этой работы в афише Платоновского фестиваля важно по некоторым причинам. Во-первых, «Последний клоун на Земле» — это моноспектакль Адасинского, одна из его недавних работ, исполняющаяся крайне редко; за такими спектаклями поклонники охотятся с особенным азартом. Во-вторых, это фактически исповедь одного из ключевых героев современного театра, в которой тот репетирует собственную смерть; именно из таких спектаклей впоследствии формируется история театра. В-третьих, Адасинский демонстрирует высочайшего уровня мастерство владения телом и создаёт целый ряд потрясающих по эстетическому воздействию художественных образов; одна только зеркальная маска, разделяющая в полной темноте один узкий луч света на весь зал — метафора из числа незабываемых.  
 
Июньские истории  
Театральный фонд Эмилии-Романьи совместно с Пиппо Дельбоно Компани, Италия. Режиссер и исполнитель – Пиппо Дельбоно  
 
Моноспектакль выдающегося итальянского режиссера и актера, лауреата престижной европейской премии «Новая театральная реальность» Пиппо Дельбоно посвящен ему самому, его детским и юношеским воспоминаниям, травмам, потерям и представляет собой рассказ от первого лица. Пиппо Дельбоно известен театральной публике как автор своей собственной методики сочинения театра, основанной на близком знакомстве режиссера с творчеством корифея европейского театра Эудженио Барбы, аутентичных техниках восточного театра и опыте сотрудничества с немецким хореографом Пиной Бауш. Дельбоно, за плечами которого – серьезнейший опыт изучения театральной антропологии и ритуала, является одним из постоянных участников Авиньонского фестиваля и важнейшим персонажем современного европейского театра. Его спектакли демонстрируют глубоко персональный подход к театру как к инструменту исследования человека.  
 
Корова  
Театральная мастерская Г.Р. Тростянецкого, РГИСИ, Санкт-Петербург  
Режиссеры – Евгения Колесниченко и Камиля Хусаинова  
 
Спектакль «Корова» включен в Платоновскую программу одноименного фестиваля, которую организаторы тщательно собирают по России и за рубежом, год от года представляя воронежцам спектакли по произведениям Андрея Платонова на родине писателя. Студенты третьего курса мастерской профессора Геннадия Тростянецкого, одного из авторитетнейших мастеров и педагогов страны, в Санкт-Петербургском Институте сценических искусств представили свою версию рассказа Платонова, соединив в истории о голодной русской деревне щемящий лиризм и ощущение детского восторга перед жизнью. Камерная работа обнаруживает достойный художественный уровень: метафорическую выразительность деталей, смелую работу актеров, сочетающую гротесковые приемы с тонким психологизмом и интересное решение пространства – дощатый рукотворный мир деревни то и дело взламывается бронепоездом, составленным из живых людей и не знающим ни остановки, ни пощады.  
 
 
 
Когда зима начнет подогреваться  
Коми-Пермяцкий драматический театр им. М. Горького, Кудымкар  
Режиссер – Ирина Астафьева  
 
Молодая труппа из маленького города Кудымкар в Пермском крае – одна из самых перспективных и интересных в России. Театр регулярно выезжает на Фестиваль театров малых городов России, его постановки включались в лонг-лист национальной премии и фестиваля “Золотая маска”. В основу спектакля молодого барнаульского режиссера Ирины Астафьевой легли три рассказа Андрея Платонова: "Семен", "Юшка" и "Девушка Роза". Актеры Коми-Пермяцкого драматического театра приблизили прозу Андрея Платонова к сегодняшнему дню, соединив оригинальный текст со своими личными историями. Кудымкарский театр здесь не кажется провинциальным, он активно осваивает современный сценический язык и открывает новые смыслы в творчестве Андрея Платонова.  
 
Кавказский меловой круг  
Театр «Берлинер ансамбль», Германия  
Режиссер – Михаэль Тальхаймер  
 
Одного из крупнейших немецких режиссеров, Михаэля Тальхаймера, работающего в берлинском Дойчес-театре, гамбургском театре “Талия”, берлинской Штаатсопере, а также в театре “Берлинер Ансамбль”, российская публика знает по гастролям спектаклей «Эмилия Галотти» (приз фестиваля «Золотая Маска» за лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2005 году), «Крысы» и «Фауст. Часть 1» (участие в III Международном фестивале «Александринский»). Спектакли Тальхаймера – это сочетание хорошо осознанного формального приема и высокого качества актерского исполнения, которое сопряжено, как правило, с воплощением сложных классических текстов, от Гете до Лессинга. Интерпретируя классику, режиссер опирается на сильнейшую традицию немецкого театра и апеллирует к современности. Показ спектакля Тальхаймера на Платоновском фестивале искусств ставит этот фестиваль в ряд крупнейших европейских культурных форумов.  
 
«Макбет. Кино»  
Театр имени Ленсовета, Санкт-Петербург  
Режиссер – Юрий Бутусов  
Совместно с проектом «Фестиваль «Золотая Маска» в Воронеже»  
 
Юрий Бутусов – звезда современного российского театра; режиссер и педагог, воспринятый наиболее близко молодой аудиторией, а также обласканный профессиональной критикой, которая пристально следит за его развитием с начала 2000-х. Броский, интеллектуальный и эмоциональный художественный язык Бутусова заставляет говорить о нем как о художнике, чьи поиски будоражат аудиторию. Юрий Бутусов неоднократно участвовал со своими работами в фестивале «Золотая Маска», получал всевозможные профессиональные премии, работал как педагог в ГИТИСе и в результате завоевал преданную аудиторию. Его версия шекспировского «Макбета», четырехчасовой спектакль «Макбет. Кино» – это умный аттракцион на тему знаменитой пьесы, попадая в который, зритель совершает путешествие по постмодернистским ребусам и энергетически заряженной истории злодейств. Спектакли Бутусова всегда становятся событиями на любых фестивалях, и участие «Макбет. Кино» в Платоновском фестивале – важное достижение составителей программы.  
 
Семен  
Драматический театр имени Стефана Кирова, Сливен, Болгария  
Режиссер – Ивайло Гандев  
 
Моноспектакль актера Димитара Маркова "Семен", поставленный в Драматическом театре имени Стефана Кирова болгарского Сливена, с 1995 года города-побратима Воронежа, – дипломная работа режиссера Ивайло Гандева. Этот камерный спектакль принимал участие в Платоновской программе (в основу положены два рассказа Андрея Платонова - "Семен" и "Осьмушка") – самой непростой для фестиваля, поскольку и проза, и драматургия знаменитого воронежца чрезвычайно сложны для постановки, полны метафизики и радикальных экспериментов над словом. Именно поэтому режиссеры обращаются к ним не столь часто. Болгарский тандем представил воронежской публике концентрированный театральный монолог от лица семилетнего мальчика. Монолог, полный боли и, вместе с тем, приятия абсолютно неприемлемой жизни. Актер Димитар Марков проживает 50 минут сценического времени страстно и правдиво.  
 
Фреска. Картина на стене  
Playlist#1.  
Спектакли компании Балет Прельжокажа / Национальный хореографический центр Экс-ан-Прованса, Франция. Хореограф – Анжелен Прельжокаж  
 
Хореограф Анжелен Прельжокаж, несмотря на далеко не патриархальный возраст, уже давно обосновался в ряду классиков современного танца. Тридцать лет назад он был среди тех, кто перевернул представление о жанре, считавшемся «младшим братом» классического балета, и вывел его на большие сцены. Прельжокаж - один из тех, чей интеллект и интуиция наиболее заметно повлияли на формирование жанра современного танца, определили его нормы и законы. Хореографа Прельжокажа отличает знание классического танца, углубленный интерес к восточным культурам, свободное владение как малой, так и большой сценической формой.  
Такие постановки, как программа «В честь «Русских сезонов» («Свадебка», «Парад», «Видение розы»), «Ромео и Джульетта», «Благовещение», «Весна священная», «Сон Медеи» на рубеже 1980-90-х годов сделали фигуру Прельжокажа знаковой. Он стал одним из первых представителей современного танца, приглашенным в Opera National de Paris, для которой поставил 7 спектаклей; в 2010 году стал первым хореографом современного танца, создавшим эксклюзивную постановку для Большого театра («А дальше – тысячелетие покоя»). Прельжокаж руководит собственной труппой – одной из старейших компаний современного танца, основанной в 1985 году - сегодня ей предоставлен Национальный хореографический центр в Экс-ан-Провансе. Среди других работ хореографа - постановки по заказу Авиньонского фестиваля, Баварского государственного балета, Берлинского государственного балета, New York City Ballet, его «Парк» входит в репертуар Мариинского театра; сотрудничество с живыми и уже ушедшими классиками, такими, как Карлханц Штокхаузен, Джон Кейдж, Даниэль Баренбойм, Аззедин Алайя. Прельжокаж является офицером Ордена литературы и искусств Франции, кавалером ордена Почетного легиона, обладателем крупнейших международных профессиональных наград, среди которых приз «Бенуа де ла данс».  
Прельжокаж давно уже стал постоянным гостем Москвы и Петербурга. Два спектакля в рамках Платоновского фестиваля искусств - первые показы балетов Прельжокаажа за пределами российских культурных столиц.  
 
Playlist #1 – это успешно разрабатываемая хореографом в последние годы форма, балансирующая на грани спектакля и концерта. Она включает ключевые фрагменты из спектаклей хореографа разных лет и позволяет за один вечер познакомиться с 30-летней эволюцией его творчества и увидеть творческий потенциал его труппы, в которой нет кордебалета: каждый танцовщик является частью ансамбля и одновременно исполняет ведущие партии.  
 
«Фреска» – один из последних на сегодня спектаклей Прельжокажа (2016), в котором он обращается к теме китайской легенды и пользуется излюбленным сочетанием европейских композиционных форм и восточной пластики. Старинная сказка, как обычно у Прельжокажа, лишь повод заглянуть в свою душу и разобраться с собственными иллюзиями, мечтами и реальностью. Авторская философия здесь заключена в совершенную танцевальную форму, в которой безошибочно узнается язык Прельжокажа, сочетающий энергетичность и силовое начало с красотой линий.  
 
 
Старик и море  
Совместный проект Международного Чеховского фестиваля и Театра имени Евгения Вахтангова (Москва).  
Спектакль, ставший главным событием Международного фестиваля имени Чехова в 2017-м, - первая российская постановка знаменитого режиссера Анатолия Васильева после более чем десятилетнего перерыва. Васильев поставил его для легендарной примы Театра на Таганке – Аллы Демидовой и посвятил памяти другого корифея русского театра – Юрия Любимова, столетие которого отмечалось минувшей осенью. В руках Васильева сюжет Хемингуэя о несгибаемом старике, много дней преследующем огромную рыбу, стал рассказом о судьбе Любимова, о судьбе Демидовой, о собственной судьбе Васильева. О судьбе всякого, кто ловит рыбу и тянет леску, когда руки изранены, а акулы норовят сожрать все, что тебе дорого.  
Разумеется, главное в этом спектакле – не набор знаменитых имен, а высочайший художественный уровень: «Старик и море» уже приглашен на крупнейшие мировые фестивали. Однако у спектакля очень сложный райдер: например, машинерия, изображающая в спектакле море, управляется вручную целой бригадой специалистов. Есть и еще ряд режиссерских требований, выполнить которые оказалось не под силу некоторым столичным площадкам, поэтому спектакль сегодня не играется в Москве. Тот факт, что с этими требованиями справились организаторы Платоновского фестиваля и спектакль был показан в Воронеже, говорит сам за себя.  
 
 
Автобиография  
Компания Уэйна МакГрегора, Великобритания  
Хореограф – Уэйн МакГрегор  
Профессиональному сообществу едва ли надо представлять Уэйна МакГрегора. Его лидерство в международном и отечественном контексте многократно подтверждено приглашениями главных балетных театров мира и престижными наградами. Помимо родного для хореографа Ковент-Гардена, где в 2016 году отмечалось десятилетие его пребывания в должности постоянного хореографа, это также Парижская опера, ABT, NYCB и другие компании, а в России – Большой театр, где МакГрегор поставил в 2011 году балет «Chrome» («Приз критики» национальной театральной премии «Золотая Маска», 2012). Сопродюсером представленной в Воронеже «АвтоБИОграфии» (Autobiography, 2017) выступил другой престижный российский театральный и музыкальный фестиваль, «Дягилев P.S.» (проводится при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга) (2017). За два года своего существования спектакль «Автобиография», соединяющий передовые технологии и феноменальную техническую оснащенность с виртуозным мастерством танцовщиков, награжден крупнейшими международными премиями: D&AD Awards (Великобритания) и Danza&Danza Awards (Италия). То, что Платоновский фестиваль оказался в состоянии выполнить контракт и реализовать технически сложный райдер постановки, является для Воронежа лучшей рекомендацией в глобальном театральном контексте.  
 
Встречные ветры  
Компания Is Mascareddas, Италия  
Режиссер – Карин Коллер  
 
Спектакль кукольного театра Is Mascareddas из города Монсератто, поставленный австрийским режиссером Катрин Колер в 2016 году, признан в Италии одной из вершин современного кукольного театра. Часовой спектакль рисует картину постапокалиптического мира, послесловие к жизни. Грубовато, словно с детской неловкостью выполненные марионетки – реплики знаменитых кукол, созданных сардинскими художницами Джузеппиной и Альбиной Коронео после Второй мировой войны. Спектакль идет без слов. Вздохи, старческое кряхтенье, свист ветра, скрипы – вот звуки, заполняющие тишину после грохота катастрофы. Хрупкость жизни выразительно и лаконично представлена через марионеток, осторожно - с помощью виртуозов-кукловодов - взаимодействующих с обломками прежнего земного быта.  
 
 
ВЫВОДЫ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ  
 
Платоновский фестиваль представил в 2018 году впечатляющую и в высшей степени конкурентоспособную по отношению к другим мировым фестивалям программу. Спектакли, выставки и другие события высокого художественного уровня, проходившие на фестивале, ставят Воронеж в один ряд со знаменитыми городами мира, где проводятся подобные смотры - такими, как Авиньон и Эдинбург, Париж и Берлин. Эксперты пришли к выводу, что за семь лет своего существования Платоновский фестиваль искусств благодаря деятельности всей его команды и в первую очередь благодаря его художественному руководителю Михаилу Бычкову, стал уникальным явлением не только в российском, но и в мировом культурном контексте. Это подтверждается тем, что все спектакли проходили в переполненных залах, публика встречала их овациями, а сам фестиваль давно перешагнул региональные масштабы не только по составу программы, но и по количеству зрителей, специально приезжающих в Воронеж со всей России и из других стран.  
 
Члены рабочей группы Ассоциации театральных критиков отдельно отмечают, что фестиваль, организованный за пределами двух столиц, не имеет аналогов в других регионах России и является серьезным вкладом в политику децентрализации российской культуры. Фестиваль формирует принципиально новую социокультурную среду в городе, а также выполняет важную просветительскую миссию, знакомя воронежскую публику с лучшими образцами мирового театра и формируя вкусы аудитории. Тот факт, что привезенные спектакли иногда могли показаться непривычными по форме и вызывали споры среди воронежской публики, эксперты рассматривают как позитивный. Такие споры, на наш взгляд, способствуют развитию не только культуры, но и гражданского общества в Воронеже. В здоровом обществе не может быть табуированных тем, и многие включенные в этом году в программу спектакли, провоцируя воронежцев к размышлениям о современном мире, как раз способствовали оздоровлению общества.  
 
Считаем опасным и недальновидным вмешательство Департамента по культуре Воронежской области в программную политику дирекции Платоновского фестиваля. По нашему убеждению, дирекция держит планку фестиваля на высоком уровне, а грубое вмешательство чиновников может привести только к дауншифтингу для всех культурных процессов в городе. В результате такого вмешательства Платоновский фестиваль, конкурирующий сегодня с Чеховским фестивалем, “Территорией”, “Балтийским домом”, а также лучшими театральными фестивалями Европы, рискует скатиться на уровень фестиваля узкорегионального значения.
 
Члены Рабочей группы  
Анна Галайда  
Алексей Киселев  
Сергей Конаев  
Кристина Матвиенко  
Глеб Ситковский  
Мария Хализева  
Алла Шендерова  
Наталья Шаинян (приглашенный специалист)  
 
Одобрено Координационной группой АТК  
Москва, 23 июня 2018 года
 
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков