Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Координационная группа, лекция, Минкульт, новые члены АТК, письмо, премия АТК, Седьмая студия, следственный комитет, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Второе открытие Андрея Диева

Клавирабенд Андрея Диева, состоявшийся 5 февраля 2012 года в Малом зале Московской консерватории, стал одним из ярчайших событии текущего сезона. Так получилось, что я давно не слышал этого интересного пианиста и больше общался с ним как с экспертом ...

Музыкальная жизнь / Среда 29 февраля 2012
Клавирабенд Андрея Диева, состоявшийся 5 февраля 2012 года в Малом зале Московской консерватории, стал одним из ярчайших событии текущего сезона. Так получилось, что я давно не слышал этого интересного пианиста и больше общался с ним как с экспертом во время конкурсов – его оценки чаще всего точны, оригинальны и убедительны. А этот концерт для меня стал вторым его открытием как концертирующего пианиста.
Первое отделение концерта было отдано музыке Шопена. Он так заигран, особенно в последние годы, что одна небезызвестная пианистка предложила объявить 50– летний мораторий на исполнение Шопена. Это, конечно, нереально, но уже привычно не ждёшь от исполнения его музыки откровений. Кажется, что всё уже сказано! Мне, например, не понравился ни один из российских лауреатов последнего шопеновского конкурса. Тем приятнее и интересней становятся исключения из повседневной практики. Таким исключением стал Шопен Андрея Диева.
То, что его клавирабенд окажется событием, стало ясно с первых аккордов ля-бемоль мажорного Полонеза-фантазии. Они задали камертон всему концерту. Сразу обозначилась крупность масштаба музыкального мышления Диева. Первые аккорды прозвучали сильно и завораживающе и приковали к себе внимание. Зал замер! Большую роль в создании ощущения масштабности происходящего сыграли паузы, которые не разрушали музыкальную ткань, а накапливали напряжение, разряжавшееся в последующих звуках. Очень точны были взяты все темпы. Они были настолько убедительно, что даже не возникло сомнения в их правильности. Об этом не задумывалось!
Первые три пьесы объединяла их фантазийность! Это проявилось в широком и свободном дыхании исполнения. В нем было много воздуха. Хотя это достаточно банально, но не могу удержаться, чтобы не привести строки Бориса Пастернака: «Так некогда Шопен вложи живое чудо фольварков, парков, рощ, могил в свои этюды». И не только в этюды. Такое живое чудо совершил Андрей Диев
И в трех вальсах Ор. 64, заигранных казалось бы «в хруст», Диев сумел дать услышать какую-то только ему свойственную интонацию, свое живое звучание. Оказывается любое, даже самое заигранное произведение можно повернуть какой-то новой, ранее невидимой, или вернее, неслышимой, граню. Вот в чем неизбывное преимущество живого концерта над самой совершенной записью. Здесь нас иногда ждут приятные неожиданности – какие-то новые грани ранее, казалось бы, хорошо известных сочинений.
Во втором отделении Диев тонко и проникновенно исполнил «Мелодраму» из музыки П. Чайковского к спектаклю «Снегурочка», чаще исполняемую в оркестровой версии. Его же «Ната-вальс» Диев стилизовал под музыкальную шкатулку. Это получилось восхитительно! Исполнение этого вальса в любом серьезном стиле показалось бы сегодня напыщенным и несколько смешным.
Прелюдии Рахманинова Ор. 23 были исполнены Диевым несколько более сдержанно и герметично, чем вся остальная программа, но это-то и было интересно – обычно в Рахманинове исполнители эксплуатируют открытые эмоции, которые подчас заслоняют его интереснейшие гармонические находки.
Кульминацией второго отделения, а может быть и всего концерта стали блистательные фортепианные транскрипции А. Диева нескольких номеров из балета Дмитрия Шостаковича «Болт».Это были «Танцы врагов народа»: вредитель, соглашатель, бюрократ и хулиганы. Он точно уловил природу симфонизма Шостаковича, очень живописно и удачно воплотил его в фортепианных транскрипциях. Они прозвучали очень современно по композиторской технике. Эти транскрипции самоценны уже сами по себе как самостоятельные сочинения для фортепиано. Получились великолепные виртуозные и интересные фортепианные миниатюры. К тому же Диев, объявляя их, проявил незаурядное драматическое мастерство.
В завершение Клавирабенда А. Диев тонко и стильно исполнил на бис сонату соль минор Антонио Солера. Впечатлило, как он легко перешел от терпких гармоний Шостаковича к тонкой и прозрачной музыкальной ткани Солера, требующей совершенно иного пианизма.
О пианизме Андрея Диева разговор отдельный. Он в этом концерте был великолепен и органичен. Его прекрасную технику просто не замечаешь, настолько она естественна и как бы само собой разумеющаяся. Все пассажи были выиграны безукоризненно, ни один из них не был «завален» к концу. Абсолютно уместная и в меру педаль. Рояль у Диева звучал превосходно! Все это было по достоинству оценено публикой – это был абсолютный успех. Зал не просто слушал, а внимал! Вообще в сегодняшнем Малом зале есть один весьма точный индикатор внимания и успеха у публики – это уровень отвратительного скрипа современных кресел. Так вот – во время клавирабенда Диева этого скрипа почти не было слышно!
Похоже, что Андрей Диев вступает в полосу своей высшей зрелости и его нынешний масштаб требует и масштабных залов. Рамки Малого зала консерватории он уже перерос. Диев существует не на поверхности музыки, а в ее глубинах. Это особенно ценно сегодня, когда на главных концертных площадках царит безудержная мацуевщина, когда под фанфары официозных СМИ и под громоподобные tutti гергиевского и ему подобных оркестров, происходит легковесное скольжение, правда не без виртуозного блеска, по поверхности музыки, не желая или не обладая способностью существовать на ее глубинах. Бог бы с ними, если бы это отражалось на качестве и глубине их собственных интерпретации. Но ведь они при явной поддержке официальных структур воспитывают вкус публики! И именно для того, чтобы противостоять этой экспансии, на больших площадках необходимы выступления музыкантов такого масштабы, каким сейчас становится Диев, обладающих высоким вкусом.
Публикации
Об Пушкина. Часть первая
В Пскове продолжается XXVI Пушкинский театральный фестиваль. В блоге ТЕАТРА. дебютируют выпускники Школы Театральных Блогеров, инициированной АТК и поддержанной СТД РФ.
Журнал Театр. / 15 февраля 2019

Фестиваль нового театра открывается в Новосибирске
Его организаторами стали Театр "Старый дом" и "Первый театр".
Театрон / 11 января 2019

Постановка «100% Воронеж» вошла в шорт-лист лучших российских спектаклей
РИА Воронеж / 18 декабря 2018

Ахеджакова: Звание «Человек года» Серебренникова от приговора не спасёт
Народная артистка выразила надежду в эфире НСН, что режиссёр, находящийся под домашним арестом, хотя бы избежит реального срока.
Национальная служба новостей / 17 декабря 2018

Кирилл Серебренников стал "Человеком года" по версии Ассоциации театральных критиков
В тройку лидеров номинации также вошли основатели "Театра.doc" Елена Гремина и Михаил Угаров, театральный режиссер Михаил Бычков
ТАСС / 17 декабря 2018

Ассоциация театральных критиков признала Серебренникова «Человеком года»
Коммерсантъ-Online / 17 декабря 2018

Александр Калягин остался должен псковским театральным блогерам сертификаты
В Пскове состоялся первый выпуск «Школы театрального блогера» при областном театре драмы
Московский Комсомолец Псков / 16 декабря 2018

Эксперт: независимая экспертиза государственных театров необходима перед их оптимизацией
Член Ассоциации театральных критиков Лариса Барыкина отметила увеличение количества театров в стране и их разную творческую интенсивность
ТАСС / 14 декабря 2018

НОВАЯ КРИТИКА НОВОГО ТЕАТРА
Лекторий «Новая критика нового театра» пройдёт 17 декабря в кафе театра «Старый дом». Это вторая лекция просветительского проекта, организованного театром совместно с Ассоциацией театральных критиков.
Эпиграф / 10 декабря 2018

В школе театрального блогера на базе Псковского академического театра драмы завершили первую сессию занятий
Iluki.ru / 09 декабря 2018

Кубань становится по-настоящему театральной
Председатель жюри Глеб Ситковский вручил приз от Ассоциации театральных критиков — диплом «Одному театру» за создание спектакля «С училища»
Московский Комсомолец Краснодар / 04 декабря 2018

Школу театрального блогера открывают в театре «Старый дом»
Известный театральный критик и эксперт «Золотой маски» Алексей Киселёв научит новосибирцев писать интересные рецензии и отзывы к спектаклям, а также расскажет, как правильно смотреть и понимать театральные постановки.
Новосибирские новости / 27 ноября 2018

В Омской драме открывается бесплатная школа театрального блогера
Занятия проведет столичный театральный критик Дина Годер
Новый Омск / 26 октября 2018

АРТЕМ БАСКАКОВ: "ЕСТЬ ГОЛОД В ОБРАЗОВАННЫХ ЛЮДЯХ В ТЕАТРЕ"
Молодёжный художественный театр запускает новый проект – «Школа театрального блогера» Улан-Удэ. Это совместная инициатива Молодёжного художественного театра, секции критики и театроведения Союза театральных деятелей РФ, Ассоциации театральной критики РФ
Первое альтернативное телевидение / 22 октября 2018

В Улан-Удэ объявили набор в «Школу театрального блогера»
Ариг Ус / 17 октября 2018

Интервью с директором Псковского театра драмы Людмилой Цишковской на телеканале «Россия 24»
Зачем псковичам школа театральных блогеров и когда откроется первый в городе театральный клуб? Об этом и не только в интервью с новым директором Псковского театра драмы Людмилой Цишковской.
ГТРК Псков / 11 сентября 2018

Дмитрий Месхиев планирует попробовать себя в качестве театрального режиссера
Андрей Пронин анонсировал, что в планах запустить проект «Школа театрального блогера», который будет вести журналист газеты «Коммерсантъ» Алла Шендерова. «Чтобы научить желающих подробно разбираться в театре, в спектаклях», – добавил он.
Псковское агентство информации / 04 сентября 2018

В Уфе появилась Школа театрального блогера
Открытие Школы театрального блогера состоялось в Башкирском государственном театре оперы и балета
Газета Республика Башкортостан / 01 сентября 2018

Все публикации