Театральная критикаНовые луныФестиваль «Территория» преобразил сочинский Зимний театр в центр современного искусства с помощью выставки, перформанса и актуального композитора Алексея Сысоева, написавшего для фестиваля ораториюВедомости / Пятница 16 сентября 2011 Сочинский Зимний театр, огромный старорежимный дворец в стиле ампир (как выразился соучредитель фестиваля «Территория» Роман Должанский, «ад, имеющий репутацию рая»), на один день превратился в центр современного искусства. Главной частью мероприятия стала поставленная Филиппом Григорьяном музыкально-сценическая композиция на основе сочинений композитора Алексея Сысоева. По заказу фестиваля Сысоев написал трехчастную ораторию «Полнолуние», однако в полном виде, с хором и большим оркестром, она прозвучит не ранее мая 2012 г. В Сочи была показана лишь первая ее часть, завершавшая представление. А открыло его вокальное произведение Сысоева «Над лунами» 2009 г., ставшее для неподготовленной публики, наверно, самым сильным потрясением. Написанное для женского голоса, большого ансамбля и живой электроники, оно иллюстрирует идеи архитектора-рационалиста Георгия Крутикова и положено на фрагменты текста его дипломного проекта «Летающий город». Московский ансамбль современной музыки под управлением дирижера Федора Леднева клекотал и стонал. Певица Наталья Пшеничникова, использующая все возможности голоса, сидела в футуристической будке и хрипела-рычала про конструктивизм и архитектуру движущейся формы. Переходом к более тихому и статичному «Полнолунию» служила импровизация японской электронщицы Сачико Эм, сопровождавшей движения японского же танцора буто Такетеру Кудо, вывалившегося на рассыпанные по сцене кучи сухих листьев. Спустя семь минут пощелкиваний и потрескиваний в происходящее незаметно вклинилась виолончель — это уже началось собственно «Полнолуние». Виолончель и кларнет играли выписанные партии, поверх которых импровизировали с помощью живых инструментов ударники Владимир Тарасов и Дмитрий Щелкин и пианист Юрий Фаворин, а с помощью электроники — Сачико Эм и сам Сысоев. Композиции из произведений Сысоева, показанной в зале, предшествовал масштабный парад современного искусства в фойе. Объекты и инсталляции, заполнившие три этажа Зимнего театра, обживали лестницы и закоулки, соперничая с развешанными по стенам пейзажами. Здесь нашлось место для второй ипостаси Владимира Тарасова — были показаны два его аудиовизуальных объекта, в которых взаимодействие с музыкальными инструментами сопоставляется с водной стихией. Бесшабашная труппа инженерного театра «АХЕ» из Санкт-Петербурга показала фрагменты спектакля «Депо гениальных заблуждений», в которых человеческие движения органично взаимодействовали с видеопроекциями. Пожалуй, это многоярусное внедрение «Территории» на территорию курорта с его традиционными увеселениями стало более значительным событием, чем собственно музыкально-сценическая композиция, поскольку видоизменило не только сцену, но и все пространство вокруг нее. Продвижение «Полнолуние» прошло под эгидой Культурной Олимпиады «Сочи 2014», которая проходит при поддержке администрации президента и Министерства культуры РФ и знакомит черноморский курорт с достижениями искусства в преддверии международного торжества спорта. 2010 год в Сочи был годом кино, сейчас идет год театра. «Территория», поддерживающая не слишком известные во всей стране таланты и уже ставшая важной частью московской культурной жизни, воспользовалась этим, чтобы показать произведения, имеющие отношение не только к театру. Следом за Сочи фестиваль поедет в Казань. Современные русские композиторы: Алексей Сысоев, Владимир Тарасов |