Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Писатели заработают на любви

У читателей появилась возможность отблагодарить любимых авторов без посредников, переведя на их счет деньги

Ведомости / Четверг 26 августа 2010
В этом соль новой литературной премии. Она родилась в недрах рекомендательного сервиса «Имхонет», и это не «еще одна», не «очередная», а действительно совершенно новая литературная премия. Неожиданная. Потому что размер приза любимому автору (премия существует в двух номинациях — для писателей и журналистов) определяют читатели. Читательское голосование — да, это уже случалось, но в имхонетовской премии голосуют деньгами. Выданными сервисом «стартовыми» 50 руб. и своими кровными. Механизмы оплаты упрощены до возможных сегодня пределов. Все заработанное автором по окончании голосования, которое началось 24 августа и продлится до 24 октября, будет перечислено ему на счет. На данный момент, когда пишется эта статья, в лидерах Линор Горалик, заработавшая 3381 руб., у Михаила Шишкина — 1000 руб., а у Бориса Акунина на счете всего 5 руб., потому что его выдвинули не эксперты «Имхонета», а «народ», и для голосования за «народных» выдвиженцев 50 руб. не положено, но своих 5 руб. кто-то для Акунина не пожалел.
Премия выросла из любимых идей создателя «Имхонета» — предпринимателя и профессора Высшей школы экономики Александра Долгина. Одна из них: почему мы должны платить за искусство до того, как отведали на вкус фильм, книгу, музыкальный альбом? «Культура — не мешок сахара с гарантированным вкусом, — говорит Долгин. — Качество произведений неровное, не говоря уже о заполонившей эфир циничной халтуре». Значит, платить нужно после того, как ты прочитал, посмотрел, послушал, — постфактум. Понравилось — плати ровно столько, во сколько оцениваешь полученное удовольствие, нет — не плати вовсе, пожалел о потраченных часах — возьми деньги назад (!) за плохо проведенное время.
Все это не только весело, но и занятно, потому что посредники таким образом вроде бы убираются. Вроде бы — так как совсем уж без них все же не обойтись, даже если книга издается не в бумажном, а в электронном виде, ее надо подготовить к выходу в свет — отредактировать, откорректировать, сверстать… Не говоря уже про фильм или запись диска — там производство еще сложнее, так что кое-что должно будет достаться и тем, кто «упаковывал» продукт. Но это уже технические частности.
Главное, что платишь свои кровные за лично тобой испытанное удовольствие — и точно знаешь, что большая часть заплаченного поступит прямо в карман писателю… Это действительно завораживает совершенно другим градусом интимности отношений с художником и его творением.
В списках, отобранных имхонетовскими экспертами, 38 журналистов и 38 писателей, многотиражников (Акунина, Пелевина, Сорокина, Улицкую и других) отсекли, хотя не очень понятно, почему Александр Кабаков оказался в многотиражной компании, а Владимир Маканин, наоборот, среди номинантов «Имхонета». Эксперты действительно подсчитывали тиражи? Ну да и это частности.
Все равно эксперимент интересный. Потому что любые результаты — бесценный материал и для социологов, и для политологов, и для всех, кто связан с книжным и медийным бизнесом. Для самих писателей, конечно, тоже, но для них, может быть, в последнюю очередь. Уже сейчас, например, ясно, что активнее голосуют за прозаиков (журналистов народ любит и знает заметно меньше), что шансы на лучшие оценки (и большие суммы) выше у тех, кто ближе и знакомей интернет-сообществу, что результаты голосования не только, а иногда и не сколько показатель качества текстов, скорее — пределов читательской любви и личной щедрости поклонников.
С щедростью, кстати, дела пока не очень. На сегодняшний день проголосовавших за любимцев своими деньгами подавляющее меньшинство. В основном все предпочитают воспользоваться «казенными» и поставить точку. Долгин, впрочем, уверен, что дело пойдет, потому что люди поймут, как это приятно — платить за удовольствие, к тому же, добавляет он, платить добром за добро вообще естественная потребность человека. Так что тем, в ком она уснула, — прямая дорога на сайт «Имхонета».
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков