Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Координационная группа, лекция, Минкульт, новые члены АТК, письмо, премия АТК, Седьмая студия, следственный комитет, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, экспертиза
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Сумеречные зоны

Два важных спектакля 64-го Авиньонского фестиваля оказались о сумерках: для Алана Плателя это пространство между мужским и женским, для Анны Терезы Де Кирсмекер — средневековье, зарифмованное с самым таинственным временем суток, «порой меж волка и собаки»

Ведомости / Четверг 15 июля 2010
В Авиньоне театру всегда тесно на сцене.
Театра слишком много на узких средневековых улицах, где он криклив, назойлив и на выдумки хитер. Где грим течет от жары, а рекламки бесчисленных спектаклей неофициальной (off) программы умирают непрочитанными.
Театру скучно в рамках традиций, он вечно ищет, куда бы улизнуть, и самый интересный вопрос: куда на этот раз? Он уже заступал на территорию арта (инсталляций и перформансов), отправлялся в мультикультурные путешествия, заигрывал с антиглобализмом, погружался в документальность. И, кстати, не совсем оттуда вынырнул. Один из хедлайнеров фестиваля-2010 — Алан Платель (совместно с Франком Ван Лэке) привез спектакль «Гардения», в котором артисты играют самих себя. Платель считается хореографом, ну что ж: пусть это будет документальная хореография. Или «память кожи», как поэтически сказано в буклете.
«Гардения» — кабаре трансвеститов и транссексуалов. Актеров-персонажей девять: большинство — профессионалы жанра, но есть и любители. В чем фокус? Они пожилые. Они принесли в это шоу личные истории, свои уже почти сыгранные жизни.
Среди пожилых трансвеститов для контраста есть женщина и молодой танцор, но он тоже маргинал: эмигрант из Дагестана с жалобами «мне больно и одиноко» в сопровождении песни «Темная ночь». Этот кусок спектакля отдает клюквой, но надо сделать поправку на то, что клюква тоже документальная, принесенная исполнителем.
В начале перед нами стоят люди в мужских костюмах. Типичные чиновники или клерки, с лысинами, благородной сединой или солидными животами. Представить их в женских платьях невозможно, пока не начинается слайд-шоу с переодеванием. Череда статичных картинок-поз, диких и завораживающих, как «Здравствуйте, я ваша тетя» в интерпретации Дэвида Линча. Трансвеститы, как известно, любят изображать эстрадных и кинодив вроде Лайзы Минелли: тут то же самое. Они органично кокетничают и поют шлягеры, но под этот дежурно оптимистичный саундтрек подложен низкочастотный гул, моментально переносящий действие из ранних взбалмошных комедий Педро Альмодовара в пугающие интерьеры «черного вигвама» в сериале «Твин Пикс». Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела, оглянуться не успела, как в аду ей предложили поплясать. Платель пленяет этой тревожащей странностью, атмосферой, заслоняющей, а то и отменяющей смысл, бережно высиженный автором концепции Ванессой Ван Дурме (она сама перенесла операцию по перемене пола). Не так важно, какие именно истории рассказывают нам эти люди. Важнее чувственный образ того междумирья, в котором они живут. Там не на шутку страшно.
В «Гардении» Платель занят не обслуживанием политкорректности, а поиском новой маргинальности. Он не призывает пожалеть или понять «другого», он зачарован инаковостью. Его манит в опасные сумерки двойственной, мерцающей сексуальности, от которой с возрастом остаются лишь руины — смешные и пугающие, величественные и нелепые.
Анна Тереза Де Кирсмекер заступает на границу дня и ночи буквально: ее спектакль En Atendant («До тех пор пока» или «В ожидании») идет во дворе монастыря селестинцев при естественном освещении и заканчивается с заходом солнца.
Природа и антураж рифмуются с историей — временем «западного раскола», когда Авиньон был альтернативной Ватикану резиденцией пап. Аутентично сыгранная музыка папского двора XIV в. с ее суховатой меланхолией, контрастами, внезапными разрывами, мелодическими наложениями и диссонансами звучит как авангард и сложно сопоставлена со свободным танцем, который следует за музыкальной партитурой с задержкой. Становится ее эхом. Ее тенью, растянутой на закате.
Танцовщики Анны Терезы Де Кирсмекер виртуозно двигаются, но еще лучше умеют ждать: когда закончится музыка и воздух потребует жеста, резкого или едва намеченного. Когда пауза повиснет, как готовая оторваться капля. Когда тени, сгустившиеся по углам двора-колодца, начнут собственный тихий парад воспоминаний, узнавая в дуэте эскиз рыцарского турнира, в линии замерших тел — набросок придворного бала, в пробежках-догонялках — шелест забытых монастырских игр, а в поваленной на землю живой пирамиде — одну из давних политических или религиозных драм. Но точку в этой тончайшей игре с историей и культурой ставит природа. В финале мы скорее угадываем, чем видим обнаженное тело, распластанное под покрывалом сумерек бесстыдно и невинно.

Главные люди
В этом году рулить фестивалем приглашены знаменитый швейцарский режиссер Кристоф Марталер и французский писатель Оливье Кадьо. Их совместный проект Papperlapapp обещает стать главным скандалом фестиваля-2010: десять дней в Папском дворце будут играть спектакль про пап, к которым Марталер отнесся так же саркастически, как ко всему в этом мире.
Публикации
О роботах на сцене и новых технологиях театра омичам расскажет легендарная Дина Годер
Ассоциация театральных критиков и Омский театр драмы продолжают лекционный проект «Театр XXI века»
ВОмске.ru / 17 февраля 2018

Театральные критики призвали спасти журнал «Современная драматургия»
Colta.ru / 24 января 2018

Театральные критики просят Минкультуры сохранить журнал "Современная драматургия"
ТАСС / 24 января 2018

Павел Руднев прочитает лекцию в омском Драмтеатре
Лекция пройдет в рамках проекта «Театр XXI века», организатором которого является Ассоциация театральных критиков
ВОмске.ru / 09 января 2018

Международная ассоциация театральных критиков протестует против домашнего ареста Кирилла Серебренникова
International Association of Theatre Critics / 18 декабря 2017

Язык российской современной драматургии. Читает Анна Банасюкевич.
Ассоциация театральных критиков и Омский государственный академический театр драмы представляют лекционный проект АТК «Театр XXI века».
Омское отделение СТД / 17 декабря 2017

Спектакль "Старик и море" признан лучшим в этом году
Ассоциация театральных критиков назвала победителей этого года. В номинации "Спектакль года" лучшим признан "Старик и море" Анатолия Васильева.
Радио "Культура" / 14 декабря 2017

Ассоциация театральных критиков назвала Алексея Малобродского человеком года
Meduza / 13 декабря 2017

Ассоциация театральных критиков назвала "Человеком года" продюсера Алексея Малобродского
АТК также отметила деятельность режиссера Кирилла Серебренникова, подчеркнув его "экстраординарную верность профессии"
ТАСС / 13 декабря 2017

Первый Форум негосударственных театров проходит в Петербурге
Вместе с Ассоциацией театральных критиков России Форум проводит серию открытых лекций
Комсомольская правда / 17 ноября 2017

Новосибирских блогеров приглашают в театральную школу
С 3 по 6 декабря при поддержке Союза театральных деятелей Российской Федерации на базе Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» пройдут бесплатные занятия «Школы театрального блогера»
Академия новостей / 13 ноября 2017

В Омском академическом театре драмы будут читать лекции для горожан
Ассоциация театральных критиков займется просветительской работой
Новый Омск / 08 ноября 2017

В Воронеже Камерный открывает школу театрального блогера
Читать лекции и проводить семинары будет известный критик Глеб Ситковский
«TV Губерния» / 21 сентября 2017

Камаловский театр запускает в Казани «Школу театрального блогера»: для кого существует театр?
«Школа театрального блогера» была инициирована Ассоциацией театральных критиков.
Информационное агентство "Татар-ирформ" / 19 сентября 2017

В трех городах России откроется образовательный проект «Школа театрального блогера»
Ассоциация театральных критиков России объявила о запуске совместной с Союзом театральных деятелей образовательной программы «Школа театрального блогера». Первый пилотный курс стартует в Казани, а затем пройдет в Воронеже и Новосибирске.
АФИША DAILY / 19 сентября 2017

В Уфе стартует VI Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык»
В рамках Фестиваля в Доме актера им. Б. Юсуповой будет проведена лекция театроведа Ассоциации театральных критиков Москвы Игоря Овчинникова «Интернет-технологии в театре»
Глас народа / 06 сентября 2017

Ассоциация театральных критиков назвала «формой пыток» арест фигурантов дела «Седьмой студии»
Медуза / 25 августа 2017

Все публикации