Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Легионы ушли

Каждый раз, возвращая на сцену позабытое название из прошлого, наши балетные театры рапортуют о возрождении последнего уцелевшего шедевра. Но этот поток не оскудевает. Наконец дошла очередь и до «Спартака» Леонида Якобсона. Свой статус спектакль оправдал, но он нуждается в ином исполнении

Ведомости / Четверг 08 июля 2010
В 1956 г., когда Якобсон, обскакав Игоря Моисеева, первым выпустил «Спартака», балетный мир был сражен. Хореограф, годами отлученный от ведущих сцен, в очередной раз шокировал тем, что в своей Средней Азии и Молдавии умудрялся опережать прогресс. Это был год первого выезда отечественного балета на большие западные гастроли — «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта». До СССР еще не доехали ни Баланчин, ни Лифарь, ни Эштон. В Париже только поставил первый балет Бежар. А на сцене академического театра оперы и балета имени Кирова Якобсон продемонстрировал то, за что еще предстоит бороться французскому революционеру: танец может все, правда тела важнее правды истории, но, чтобы позволить эту откровенность, надо отказаться от пуантов и пачек. Причем идеологический подрыв был защищен святым сюжетом — первым революционным восстанием масс в Древнем Риме.
История гладиатора, сумевшего противостоять гигантской властной машине, переломанного советской властью хореографа интересовала мало — это исследование предстояло десять лет спустя более молодому Юрию Григоровичу. Якобсон же, прикрывшись благонадежным сюжетом, сотворил поразительно эстетский спектакль. Он не просто оживил фрески и барельефы — силой собственного воображения и энциклопедических знаний он вернул Древнему Риму навсегда, казалось, утраченные танцы и пластику.
Работа над спектаклем длилась многие месяцы — Якобсон учил артистов не столько порядку движений, сколько мироощущению. Даже на застывших фотографиях и тяжелой черно-белой пленке новостной хроники его танцовщики выглядят пришельцами из другого мира — того, в котором жест и мысль имеют ценность жизни и где не знают страха.
Вероятно, это величие потрясало людей, совсем недавно переживших чистки 30-х и блокаду, не меньше, чем живые лошади и колоссальные ансамбли. «Спартак» Якобсона открыто транслировал ту силу духа, которую пытались скрыть, пригасить в жизни.
Этого живого чувства и лишена сегодняшняя копия.
Артисты Мариинского театра без блеска, но очень ответственно и тщательно стремятся воспроизвести танцевальный поток Якобсона. Тем не менее он распадается на отдельные движения. Изысканная система скульптурных поз и жестов, разработанная хореографом, скукоживается до традиционных балетных позочек. Спектакль оживает по преимуществу тогда, когда появляется Екатерина Кондаурова. Она не овладела тем стилем, который сохранили фотографии великих Эгин — Аллы Шелест и Майи Плисецкой, она создала собственный, подвижный и текучий, и наполнила его яркой актерской харизмой.
Сложнее пришлось Виктории Терешкиной — Фригии: ее возможности для реализации — несколько немых сцен, прощальное адажио со Спартаком да финальный реквием. Долго сливаясь с массами, балерина лишь в последнее мгновение позволила себе собственный жест: в реквиеме она перестала изображать божественное величие и круглить позы. На финальных аккордах она протянула над Спартаком заломленные тонкие, длинные руки. Этот отчаянный прощальный жест хотя и не был из спектакля Якобсона, но придал ему ту подлинность, за которой три с половиной часа безнадежно маршировали легионы мариинских танцовщиков.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков