Театральная критикаПраздник тишиныФестиваль в честь Галины Улановой в Большом театреВедомости-Пятница / Четверг 14 января 2010 Столетие со дня рождения Галины Улановой Большой отметит трехдневным мини-фестивалем. В его программе — полнометражные «Лебединое озеро» и «Жизель» и вечер «Мона Лиза русского балета» с фрагментами ее лучших спектаклей. Балет Мариинского театра представит 1-й акт «Бахчисарайского фонтана» и 1-й акт «Ромео и Джульетты», будет и редко идущая на сцене Большого «Шопениана» (с участием Марии Александровой и Николая Цискаридзе). Для артистки такого уровня эти торжества выглядят скромными. Но они идеально вписываются в образ, который Уланова создала при жизни. Люди близкие называли ее отрешенной и самоуглубленной. Толпившиеся на расстоянии поклонники говорили о ее загадочности. Те, кого она сама не хотела замечать, запомнили ее замкнутой и высокомерной. Она не была похожа на своих виртуозных подруг-соперниц — отряд первых советских балерин, выученных профессором Вагановой. Величественная Марина Семенова, эффектная Ольга Иордан, драматичная Татьяна Вечеслова, огненная Наталья Дудинская, обаятельная Фея Балабина, экспрессивная Алла Шелест — все они обладали безусловным актерским даром и яркой индивидуальностью, завоевывая крахмальную классику Петипа. А тихая Уланова чувствовала себя гармонично в тех балетах, что не предполагают технических рекордов. Именно улановская тишина, необычная и необъяснимая в годы первых пятилеток, оказалась той нотой, в которой остро нуждался выходивший на новые орбиты возможностей классический танец. Суровая Ваганова на каждом утреннем классе нещадно ругала Уланову за нестабильные двойные туры. Но молодые постановщики, раз за разом привлекавшие ее на главные партии в своих спектаклях, легко отказывались от трюков ради ее не по-балетному косолапой походки, трогательно вздернутого плеча, беспомощно брошенных рук. Эта абсолютная естественность и сформировала тот стиль, который вошел в историю как драмбалет, или хореодрама, и пережил взлет в эпоху творческого расцвета Улановой. Два ведущих хореографа — Ростислав Захаров и Леонид Лавровский — подарили ей «Бахчисарайский фонтан» и «Ромео и Джульетту», а она миру — никнущую, но не сломленную Марию и бескомпромиссную Джульетту Уланова ушла со сцены в 1960-м. К тому времени она давно отказалась от партий, требовавших безупречной технической формы, а свои фирменные «Шопениану», «Ромео и Джульетту» и «Умирающего лебедя» могла бы еще танцевать не один год. Но она почувствовала наступление новой балетной эры — и с постановками Юрия Григоровича встретилась уже как репетитор. И не протестовала, когда он, возглавив Большой, постепенно удалил из репертуара ее лучшие спектакли — без интонации Улановой они начали вянуть и умирать. 16 января, «Мона Лиза русского балета», Новая сцена Большого театра, Театральная пл., 1, тел. 250 73 17 Молодые постановщики легко отказывались от трюков ради ее косолапой походки и беспомощно брошенных рук |