Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Поступь Моцарта

Праздник, который давно обещала Москве Филармония, удался: москвичи впервые услышали живьем оперу Моцарта «Идоменей» и это было прекрасно

Ведомости / Понедельник 07 декабря 2009
Никто не спорит, что «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» — шедевры. Но так же бесспорно несправедливо, что эти создания моцартовского гения столь долго затирали на наших подмостках его более раннюю жемчужину — «Идоменея». Никто не помнит, звучал ли «Идоменей» в Москве хоть когда-нибудь. Наконец Александр Рудин, возглавляющий оркестр Musica viva, взялся эту несправедливость исправить.
На московской концертной премьере в Зале имени Чайковского сам маэстро аккомпанировал речитативы на клавесине, как это делал Моцарт на мюнхенской премьере в 1781 г., составляя идеальный дуэт континуо с виолончелисткой Ольгой Калиновой. Можно сказать, звучали они аутентично, хотя в целом оркестр пользовался современными инструментами. Ну и что же? Сам Арнонкур исполнял Моцарта с современными оркестрами, почти не теряя в стиле. Рудин тоже поймал главное: нерв оперы Моцарта, ее поступь. Нимало не короткая вещь (три часа музыки, не считая двух антрактов), с долгими античными препирательствами, сложилась в изящное, отнюдь не утомительное целое. Конечно, тут сыграли роль и сокращения. Ну и что же? Сам Моцарт задал этот путь: немало удачных страниц он вырвал из собственной оперы в последний момент — чтобы только получилась драма, театр.
На московском исполнении, хотя не было декораций и режиссера (а может быть, как раз и поэтому), театр тоже был — благодаря артистам, и в первую очередь Крешимиру Шпицеру. Мы его уже знали как Луку из «Времен года» Гайдна, а исполняя титульную партию в «Идоменее», он обаял Москву еще более. Молодой, кровь с молоком, плечистый мужчина, обладающий голосом именно античного объема, всемерно укрощал его, выпевая все нюансы, добиваясь выразительного пианиссимо, а руладам (хотя порой и залетал не туда) придал столько драйва, что стеснительная публика не выдержала и зааплодировала посреди действия.
Были и другие открытия — но не Сара Кэстл, спевшая брючную партию царевича Идаманта блекло и не всегда аккуратно, а датчанка Генриетта Бонде-Хансен, просто покорившая всех прочувствованным, стильным и свободным пением. Она пела прекрасную троянку Илию, чьей соперницей в борьбе за сердце Идаманта была стервозная Электра в исполнении нашей знакомой: латышка Инга Кална стала едва ли не главной звездой московского исполнения оперы Моцарта. В отличие от идеальной Илии, ее героиня состояла из контрастов. Обстоятельства сюжета бросали ее из крайности в крайность. Зависть, злоба, ревность — уже достаточно материала, чтобы столь эксцентричная внешностью и талантом Кална могла создать забавный образ. Однако потом судьба Электре на время улыбается — Идамант должен принадлежать ей, и тут звучит нежнейшая ария, в которой Кална вытворяет голосом историю блаженства. Не тут-то было: в финале все рады, кроме нее, а ей — хоть зарежься, и снова звучит бравурная ария с дикими скачками, а счастливая кошечка превращается в необузданную фурию.
Состав артистов, певших «Идоменея», — произведение Михаила Фихтенгольца, филармонического продюсера, работающего теперь в Большом театре. И на вторых ролях в «Идоменее» были молодые стажеры Большого — обладающие интересным вокальным материалом Борис Рудак и Илья Говзич. Солист «Новой оперы» Максим Кузьмин-Караваев впечатляющим басом доложил с галереи волю Посейдона под аккомпанемент инфернальных тромбонов и валторн. Меньшее впечатление произвел малочисленный хор Musica viva, слегка потерявшийся среди вышеописанных красот.

Окно в Европу
Москву, как всегда, опередил Петербург, а именно Валерий Гергиев. В прошлом сезоне «Идоменей» был поставлен в Мариинском театре
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков