Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Страшилка «Спящая красавица»

Три священных чудовища существуют в классическом балетном репертуаре: «Баядерка», «Раймонда» и «Спящая красавица». В отличие от «Лебединого озера» и «Жизели», которые играет любая уважающая ...

Ведомости / Пятница 22 октября 1999
Три священных чудовища существуют в классическом балетном репертуаре: «Баядерка», «Раймонда» и «Спящая красавица». В отличие от «Лебединого озера» и «Жизели», которые играет любая уважающая себя труппа, эти спектакли Мариуса Петипа появляются на сцене нечасто. За свою историю они обрели статус «энциклопедии классического балета», обросли массой легенд и культурных подтекстов, и потревожить их покой отваживаются немногие. Независимо от результата любая попытка расценивается как значительное событие.
Вячеслав Гордеев, вернувшийся с поста худрука балета Большого театра в собственный театр «Русский балет», продемонстрировал безусловность своего стратегического таланта, хорошо известного в балетной среде. Мир уже «наелся» «Жизелями» и «Дон Кихотами», теперь ему подавай «Спящую красавицу». На нее у Гордеева уже есть заказы от импресарио Швеции, Норвегии, Исландии, Германии. И театр из Кузьминок готов осчастливить мир.
«Русский балет» готовился предъявить москвичам «Спящую красавицу» несколько лет. Третий акт спектакля — «Свадьбу Авроры» — перед этим неоднократно обкатывали за границей. В преддверии московской премьеры труппу перевели почти на казарменное положение, шлифуя детали. И все же два спектакля, прошедшие на этой неделе на сцене Кремлевского дворца, показали почти подпольно, без подобающей случаю рекламы и помпезности.
В основу новой постановки положен принцип малобюджетности: часть декораций и костюмов (художник-постановщик спектакля — Игорь Нежный, художник по костюмам — Татьяна Тулубьева) из подбора, отсутствует роскошная сцена зарастания и панорамы, фонограмма вместо «живого» оркестра, крестьянский вальс разведен на 36 человек, тогда как Петипа предполагал в нем участие 72 танцовщиков. Для внимательного зрителя спектакль превращается в занимательный детектив: как успеть фее переодеться фрейлиной, а затем обратиться в нереиду? Для малочисленной труппы воспроизведение многофигурного рисунка ансамблей Петипа, которыми перенасыщена «Спящая красавица», становится главной задачей. Здесь уже не до глубинных смыслов и стилистических игр.
Лик этой «красавицы» искажен вмешательствами в хрестоматийный хореографический текст (в программке скромно указано: хореография М. Петипа, В.
Гордеева). Хотя на первый взгляд все в царстве короля Флорестана осталось на своих местах: все феи, включая Карабос, приглашены на крестины принцессы, четыре жениха, соревнуясь, предлагают руку совершеннолетней Авроре, крестьяне танцуют народные танцы, а придворные — сарабанду, герои «парада сказок» поздравляют принцессу и принца Дезире на их свадьбе. И все же две вариации Дезире в сцене охоты почти неотличимы одна от другой и нелепым набором бесконечных прыжков (в далеком от идеала исполнении) разрушают всякое понятие о женской монополии в мире Петипа. Ключевая сцена вязальщиц в новой редакции ничем не напоминает о парках, плетущих нить судьбы, и превращается в банальное «упражнение с предметом». А очаровательные пантомимные сцены сведены к размашистым движениям рук, в которых невозможно обнаружить смысл.
Но даже это не главные страшилки новой «Спящей красавицы». Спектакль «Русского балета» — это мучительное лицезрение вздутых икр, бесподъемных ступней и деревянных рук, прерываемое кратковременными танцами принцессы Авроры. Именно Авроры — прославленная Надежда Павлова, находящаяся в прекрасной форме, и молодая Анжелика Тагирова, неожиданно среди недоученных коллег обнаруживающая великолепную школу, придали смысл существованию этой «Спящей красавицы». Вымуштрованность нереид ассоциируется не с классическим идеалом, а с мускулистыми танцовщицами ансамбля Моисеева.
Феи даже не подозревают о тех добродетелях, которыми они призваны наделить принцессу Аврору. А вязальщицы и принц Дезире в новой «Спящей красавице» — обитатели одной деревни, объясняющиеся на общем примитивном языке. Даже Петипа вряд ли заподозрил бы родство со своей «Спящей красавицей».
Ни миф о петербургском балете, ни миф о русском барокко не тревожат душу на этом спектакле.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков