Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Наш гордый варяг

Балетный мир отметил 50-летие Александра Годунова

Ведомости / Вторник 30 ноября 1999
Александр Годунов был рожден для того, чтобы многое свершить. Казалось, судьба сама хотела этого и во всем шла навстречу. Ему никогда не приходилось доказывать своего права на балетный трон. Высоченный белокурый красавец с безупречной фигурой и великолепными профессиональными данными, он не знал мучений своего одноклассника по Рижскому хореографическому училищу Михаила Барышникова. Провинциал, жаждавший достичь высот в классическом танце, Годунов в 18 лет оказался в Москве. Сначала — в концертном ансамбле «Молодой балет», три года спустя — в Большом театре. Там в «звездном классе» Асафа Мессерера в то время делали экзерсисы Владимир Васильев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Юрий Владимиров, Александр Богатырев, Вячеслав Гордеев. Годунов попал в эту компанию как равный. Его дебютом был принц Зигфрид в «Лебедином озере».
Им восхищались. Его обожали. Писали о каждой новой его партии (а их за восемь лет работы в Большом было 15). И не понимали. У Годунова был еще один — проклятый — дар: он везде и всегда оставался самим собой. Одиноким, закрытым, непонятным. Варягом.
Впрочем, в Большом театре он нашел родственную душу: выдающегося танцовщика Алексея Ермолаева, блистательного Тибальда в хрестоматийном балете Леонида Лавровского «Ромео и Джульетта». Все то, что не свершил на сцене Ермолаев, из-за травмы рано переставший танцевать классику, он воплощал в своем ученике Годунове, которого находили фантастически похожим на молодого Ермолаева. На их репетициях рождались безупречно воспитанные, но сумрачные принцы, носившие в своей душе все бури
ХХ века. Там же выковывались пластически заостренные, трагические и беззащитные герои балетов Юрия Григоровича — Спартак и Иван Грозный. Обретал жизнь Хозе — не знавший покоя, метавшийся в поисках опоры, находивший ее — иллюзорную, призрачную — в Кармен Майи Плисецкой. И не прощавший ей этого самообмана.
В 1975 г. Алексея Николаевича Ермолаева не стало. Годунов опять остался один. На сцене Большого театра он станцевал еще в одном спектакле Григоровича — «Ромео и Джульетте», где именно на его взрывной темперамент была поставлена партия Тибальда. В 1979 г. Александр Годунов не вернулся с гастролей в США.
Но и там он оказался лишь варягом. Чужим. В нем не было упоительного обаяния Барышникова и его же деловой хватки. Он не умел бороться с обстоятельствами. И оказался единственным из «великих балетных эмигрантов», для которого бегство из Советского Союза превратилось в драму несвершенности, трагической невысказанности. Годунов работал в крупнейшем балетном театре Америки — АВТ. Но через два года вынужден был уйти оттуда. Ездил по миру с компанией «Годунов и друзья», имя работало на него. Но ничего, способного встать вровень со Спартаком и Тибальдом, не было. И Годунов, считавший, что «мир — для того, чтобы танцевать в нем» (именно так назывался снятый в 1983 г. фильм о танцовщике), оставил балет.
Но без сцены он жить не мог. И спасти его не могли даже съемки в кино, продолжившие опыт причудливого советского фильма «31 июня», в котором Годунов играл себя — современного человека с душой менестреля, занесенного в средневековые замки. Он умер в Лос-Анджелесе в возрасте
45 лет от сердечной недостаточности.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков