Театральная критикаВ столицы через ПермьВпервые он был проведен 1986 г. пермским обществом любителей балета как региональный уральский конкурс, а 10 лет назад начал новый отсчет: сменил статус и учредителей. Теперь «Арабеск» проходит под патронажем ЮНЕСКО и является м...Ведомости / Пятница 05 мая 2000 Впервые он был проведен 1986 г. пермским обществом любителей балета как региональный уральский конкурс, а 10 лет назад начал новый отсчет: сменил статус и учредителей. Теперь «Арабеск» проходит под патронажем ЮНЕСКО и является международным, его опекают Министерство культуры России и Союз театральных деятелей. Авторитет конкурсу обеспечивают художественный руководитель Владимир Васильев и председатель жюри Екатерина Максимова. Тем не менее «Арабеск» не теряет своего лица и по-прежнему остается «конкурсом балетной провинции». В этом нет ничего унизительного: в балете столичными театрами почитаются лишь такие академические монстры, как парижская Гранд-опера и Королевский балет Великобритании, Большой и Мариинский театры, «НьюЙорк сити балле» и Американский балетный театр. Но все чаще кадры для своих образцовых сцен они отыскивают в Киеве, Новосибирске, Минске, Токио и Сеуле. В этом году Пермь стала настоящим местом паломничества молодых танцовщиков: 78 человек давно уже не приезжали на конкурсы ни в Москву, ни в Петербург, ни в Киев, ни в Ялту. Среди участников «Арабеска-2000» преобладали ведущие солисты театров, а не ученики хореографических училищ, как это бывает обычно. К минимуму были сведены неизбежные на конкурсах экзотические неофиты, с трудом взбирающиеся на пуанты. Тем не менее «новой Нади Павловой» «Арабеск» на этот раз не открыл. Жюри (в его состав входили Николай Боярчиков, Галина Рагозина-Панова, Людмила Сахарова, Дитмар Зейферт и др.) пришлось выбирать среди равных. «Арабеск» стал заложником тех же проблем, что и другие международные конкурсы: высокого общего уровня участников и нивелирования индивидуальности, пренебрежения к стилю и часто не соответствующего природе исполнителей репертуара, приблизительности редакций классических па-де-де и вариаций, музыкальной глухоты и фантастически произвольных темпов, скудости современного репертуара. Трагедий на сцене не случилось, феноменальных открытий тоже. Зал от восторгов не бесновался, но благожелательно встречал всех танцовщиков. Финальный восклицательный знак, которым обычно бывает на конкурсах гала-концерт, на этот раз превратился в спокойную точку. Но продемонстрировал, что у балетной провинции достаточно амбиций, чтобы питать столичные сцены. |