Театральная критикаМариинка в поисках новой ЛопаткинойМариинский балет, опьяненный успехом Ульяны Лопаткиной и Дианы Вишневой, в каждом выпускнике Вагановской академии, способном устоять в двух пируэтах, пытается обнаружить вундеркинда. Ударно завершая 217-й театральный сезон в родном Петербурге, в отсу...Ведомости / Среда 09 августа 2000 Мариинский балет, опьяненный успехом Ульяны Лопаткиной и Дианы Вишневой, в каждом выпускнике Вагановской академии, способном устоять в двух пируэтах, пытается обнаружить вундеркинда. Ударно завершая 217-й театральный сезон в родном Петербурге, в отсутствие звезд, устроивших антракт между нескончаемыми зарубежными гастролями, на штурм высот бросились амбициозные мальчики и девочки, претендующие на место в премьерской гримерке. Эпидемия вводов началась во время выступлений на XXVI Ballett-Tage в Гамбурге. В Гамбурге ждали Лопаткину, Асылмуратову и Зеленского. Насладившись Владимиром Малаховым и Королевским балетом Великобритании во главе с Дарси Бассел и Иреком Мухамедовым, предвкушали прославленных мариинских world stars. Незнакомые фамилии дебютантов, не обозначенные в афише, перед началом спектаклей местные балетоманы артикулировали с недоумением. Выписанная из Уфы прима лауреат международных конкурсов Наталия Сологуб вдали от невских берегов, не признающих ее королевского происхождения, тщетно пыталась приручить незамысловатую сложность «Видения Розы». В легендарной роли Вацлава Нижинского выступил Игорь Колб. Дурманящий аромат бутона розы он оставил за скобками. Взамен были предложены манерная томность лилии, простодушие ромашки, самолюбование нарцисса. Публика впала в экстаз от впечатляющего прыжка, точеных пируэтов и стоп с щегольским подъемом. Яна Серебрякова, неожиданно пробившаяся из плотных слоев кордебалета к главной партии в «Шехеразаде», высоконравственным поведением усыпила даже Фаруха Рузиматова, напрасно пытавшегося поддержать тлеющие чувства в своем Золотом Рабе. Институтка, впервые попавшая на бал в мужскую гимназию, меньше всего напоминала героиню «Тысячи и одной ночи». Непревзойденной вершиной гастрольной программы стала «Шопениана», идеально исполненная кордебалетом и солистами во главе с Жанной Аюповой. Представить, что несколько дней спустя эта же балерина потерпит сокрушительное поражение от «Раймонды», было невозможно. Героиня на этот раз оказалась среди подруг: Дарья Павленко в неторопливых темпах вариации Генриетты излучала аристократическую гордость и покой средневековой дамы. Но ее дебют в роли Раймонды, ожидавшийся с особым интересом после слухов о лондонских успехах танцовщицы в «Лебедином озере» и «Бриллиантах», отложен до следующего сезона. На мужское вакантное место рядом с Рузиматовым и Зеленским прочат сейчас 20-летнего Антона Корсакова. За два сезона он станцевал III часть Симфонии до мажор, Голубую птицу и Принца Дезире в «Спящей красавице» и наконец добрался до Базиля в «Дон Кихоте». Но здесь смог предъявить лишь безусловно высокий и легкий прыжок. Все остальные достоинства оказались тщательно замаскированными. Светлана Захарова, став в 20 лет двукратной обладательницей «Золотой маски», вынуждена теперь каждой новой ролью оправдывать исключительность выданных авансов. В «Дон Кихоте» это сделать особенно сложно партия Китри считается самой виртуозной в балеринском репертуаре. Легко разделавшись с ее техническими фиоритурами, играючи преодолев барьер фуэте, Захарова осталась благонравной отличницей, папенькиной дочкой, наверняка отпущенной на барселонскую площадь в сопровождении бонны. В «Дон Кихоте» примерили на себя ответственную партию Уличной танцовщицы юные кордебалетные красавицы Ксения Дубровина и Виктория Кутепова. Как показал эксперимент, технический уровень мариинского кордебалета позволяет станцевать партию «заместительницы балерины» на крепкую «четверку». А художественные изыски по-прежнему остаются на долю солисток. В «Бахчисарайском фонтане» засветилось еще одно новое дарование Мариинского балета год назад выпущенный из Вагановской академии Дмитрий Семионов. Театр срочно востребовал его неокрепший талант. После выступления в партии Солора в «Баядерке» случай в истории уникальный банальный набор па захаровской хореографии Семионов преодолел с шиком. Самым интригующим оказался Вечер одноактных балетов, обычно не пользующийся ажиотажным спросом в театральных кассах. В балете «Юноша и Смерть» выступил Вячеслав Самодуров, в последние полгода укрепляющий славу русского балета в Голландии. От неуверенного премьерного наброска, сделанного два года назад, не осталось и следа. Юноша расстался с последними следами премьерного благополучия. Именно теперь к нему должна была прийти непостижимая изматывающая Смерть Ульяна Лопаткина. Вместо нее явилась Александра Иосифиди обладательница внешности женщины-вамп и роскошных удлиненных линий, упростившая роль до бытового простодушия. Экзистенциальную драму о манящих объятиях смерти Самодуров разыграл в одиночестве. Ирина Голуб за два года дотянулась от маленького лебедя до Кармен. С неожиданной для 20-летней танцовщицы решительностью она вступила в противостояние с замыслом Пети: вернула Кармен центральное положение в спектакле, испанское происхождение и гладкую балетную прическу. Это была Китри, каким-то шальным случаем закинутая в ХХ в. Виртуозность, техническая и актерская, с которой сыграна роль, сделала дебют Ирины Голуб одним из событий сезона. Диана Вишнева и Фарух Рузиматов право на собственные рискованные интерпретации давно доказали. Их не объявленное в афише первое выступление в «Аполлоне» стало подарком для балетоманов, выдержавших июльский мариинский марафон. Рузиматов и не пытался изобразить бога Аполлона. Он блистательно станцевал самого себя: 37-летнего танцовщика с нервным лицом и нервным телом, утомленного международным признанием, но хранящего фирменную пластичность барса и имидж властителя душ. Вишнева, одерживавшая победы в ослепительно-убийственных темпах Симфонии до мажор, па-де-де на музыку Чайковского и «Рубинов», смирила свой темперамент в строгом чистописании раннего Баланчина, чтобы стать избранницей Аполлона и приблизиться в финале балета к вершине Олимпа. Другим мариинским дебютантам этот маршрут еще предстоит освоить. |