Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Неуклюжая «Рогнеда»

В Москве на сцене Большого театра открылись Дни культуры Республики Беларусь в Российской Федерации. Звучали государственные гимны, президенты обменивались приветствиями и произносили речи о братстве народов, Александр Лукашенко вручал ордена и медал...

Ведомости / Четверг 18 января 2001
В Москве на сцене Большого театра открылись Дни культуры Республики Беларусь в Российской Федерации. Звучали государственные гимны, президенты обменивались приветствиями и произносили речи о братстве народов, Александр Лукашенко вручал ордена и медали российским политическим и общественным деятелям. В узких пространствах партера сталкивались Сергей Батурин и Владимир Жириновский, Александр Шилов и Бари Алибасов, а народ торопился запечатлеться на фотографиях рядом с Геннадием Зюгановым. Российско-белорусскую дружбу укрепили балетом «Страсти (Рогнеда)» Андрея Мдивани, представив великого киевского князя Владимира Красное Солнышко завоевателем, насильником и развратником.
Совместную славянскую историю в Минске интерпретировали как трагедию поруганной, но не сломленной полоцкой княжны Рогнеды, любившей князя Ярополка и не пожелавшей выйти замуж за сына рабыни Владимира, пережившей гибель родителей и ослепление жениха, разорение Полоцка, насилие, измены мужа, но добившейся возрождения родного княжества.
Спектакль сделан с подзабытым в российских балетных столицах имперским размахом. Житие Рогнеды проиллюстрировано балетом в двух действиях и шестнадцати картинах. Масштаб задает сценография петербургского художника Вячеслава Окунева: обагренные страницы древнеславянской летописи в прологе и эпилоге спектакля, деревянные славянские языческие идолы и византийские лики святых.
Либретто и хореография Валентина Елизарьева скроены по рецептам революционных 60-х. Из «Весны священной» Касаткиной и Василёва позаимствованы идиллические картины языческой юности Рогнеды, из «Спартака» Григоровича — оргии в палатах князя Владимира. Встречаются ссылки и на нетленную классику: то промелькнет цитата из «Жизели», то аукнется сцена из «Корсара», то всплывут воспоминания о «Весне священной» Вацлава Нижинского. Страдания Рогнеды укреплены жанровыми картинами, призванными служить социально-бытовым фоном действия. Массовые сцены многофигурны, монологи и дуэты тягучи и однообразны.
Уроки адаптированы для ударников соцсоревнований, впервые попавших «на балет», с незамысловатой буквальностью. Нюансы и детали отброшены как отягощающие излишества, чувства упрощены, форма иллюстративна. Неприхотливо выставляя пятку «утюгом», скачет на полянке юная Рогнеда, она же демонстрирует любовный экстаз, бросаясь в двойные «рыбки» на руки Ярополка, и разбрасывает ноги в шпагатах в сцене насилия. Бутафорскими факелами тычут в лицо Ярополка скоморохи (почему-то названные в программке шутами) в сцене ослепления. Анна Багрянородная, склоняя Владимира к крещению, вызывает дух Иисуса Христа на кресте.
Труппа, представленная в «Страстях», тоже энтузиазма не вызывает. Не спасают даже костюмы Окунева в стиле древнеславянских нарядов, искусно скрывающие несовершенство фактуры низкорослых, крутобедрых и тяжеловесных танцовщиков. Когда-то блиставшая в «Болеро» Татьяна Шеметовец — Анна Багрянородная вынуждена демонстрировать отсутствие ключевого элемента своей партии — шага. Руслан Минин — Владимир неуклюже пытается одолеть доставшийся на его долю круг jetes и грозно размахивает руками. Жанна Лебедева — Рогнеда и Владимир Долгих — Ярополк демонстрируют лишь изумленно-испуганные гримаски.
Белорусский балет — «гордость и национальное достояние», как представил его москвичам Александр Лукашенко, — до имперского великолепия не дотянул.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков