Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Победа аутсайдеров

Премьера балетов на музыку Шостаковича в Мариинском театре

Ведомости / Вторник 05 июня 2001
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Рекламный слоган «Из золотого фонда советской хореографии», под которым скрывались одноактные балеты «Барышня и хулиган», «Ленинградская симфония» и «Клоп», повышенного энтузиазма у публики не вызывал. Но именно эта премьера продемонстрировала качественно новый уровень Мариинского балета. Через два десятилетия после того, как бывший главный балетмейстер Олег Виноградов сформулировал концепцию Мариинки как театра-музея с универсальными возможностями, концепция эта осуществилась. После триумфально выпущенного месяц назад вечера балетов современного классика Джона Ноймайера, труппа предстала совершенно в ином облике и воспроизвела «хиты» советской хореографии 1960-х гг.
Все три балета, вошедшие в «Вечер балетов на музыку Дмитрия Шостаковича», были поставлены в постреволюционное для советской хореографии время: остатки драмбалета уже были сметены с академических сцен, симфонический балет отпраздновал свои самые громкие победы — «Каменный цветок» (1957) и «Легенда о любви» (1961) Юрия Григоровича и «Берег надежды» Игоря Бельского (1959) прочно укрепились в репертуаре. Наступило время формулирования концепций и изготовления универсальных рецептов, которым соответствуют представленные теперь в Мариинском театре «Барышня и хулиган» (1962), «Ленинградская симфония» (1961) и «Клоп» (1974, вторая редакция): первоклассная музыка филармонического концерта, никаких архитектурных излишеств — на сцене минимум декораций, на артистах — по-репетиционному лаконичные костюмы. Столь же скупы и хореографические средства. Все три спектакля стремятся к плакатной простоте, ясности и эффекту. Только результат усилий хореографов Константина Боярского («Барышня и хулиган»), Игоря Бельского («Ленинградская симфония») и Леонида Якобсона («Клоп») оказался разным.
«Барышня и хулиган», несмотря на рецепты прогрессивных хореографов-симфонистов, сегодня выглядит таким же «ископаемым», как четырехчасовой «Бахчисарайский фонтан»: чистенькие девушки в беленьких платьицах и с беленькими бантиками в косичках, чинно перебирающие ножками на пуантах, изображают передовых комсомолок-учительниц, подставляющие им плечо в несложных поддержках юноши в полосатых футболках — бравых комсомольцев, парни в широченных брюках и бесформенных кепках — заводскую шантрапу, а девицы со стрижками каре, пухлыми ногами в черных ажурных колготках и на черных пуантах — их развратных подружек. «Ленинградская симфония» 40 лет назад стала для поколения своих создателей спектаклем-исповедью. Получасовой балет на музыку первой части Седьмой симфонии — это сага о поколении, пережившем «Безмятежное счастье» на берегу Финского залива и «Нашествие» фашизма, но победившем и создавшем «Реквием» по своим сверстникам. Спектакль впечатляет и сегодня. Но не изощренной хореографией (рядом с Баланчиным, Григоровичем и Форсайтом она выглядит скудной), — а абсолютным слиянием музыки и сценического действия и блестящей работой Дарьи Павленко в роли Девушки. Безусловным шедевром в премьерном наборе выглядит «Клоп» — казалось бы, непереводимая на балетный язык пьеса, для которой Якобсон изобрел невиданный ранее жанр балета-буффонады. Его главный герой — Владимир Маяковский, на глазах у изумленной публики придумывающий пластические характеристики Присыпкина, Зои, Эльзевиры Ренессанс и еще десятка героев. Несмотря на то что Якобсон вынужден был существовать в режиме полной художественной изоляции, для официальных властей он являлся фигурой неуправляемой, а потому оторванной от благ западной цивилизации: «Клоп» и сейчас, когда в России хотя бы в видеоварианте освоены все достижения мировой хореографической фантазии, выглядит актуальным. Кажется, что эквивалентом рубленым фразам-пощечинам Маяковского только и могут быть задиристая юношеская музыка Шостаковича, которая обыгрывает танго и страстные городские романсы 20-х гг., и балетные ноги на каблуках, заворачивающиеся носками внутрь, сгибающиеся в коленях, косолапо сплетающиеся одна с другой. Хореографический излом Якобсона великолепно освоили аутсайдеры: две благоверно-безликие исполнительницы классических вариаций Яна Серебрякова (Эльзевира) и Екатерина Осмолкина (Зоя) и извлеченный из глубин кордебалета Алексей Семенов (Присыпкин) здесь продемонстрировали гротескный темперамент и артистизм. Поэтому списать триумф «Клопа» на участие мариинских суперзвезд, делающих событием рядовой спектакль, невозможно.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков