Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

С московским акцентом

Джон Ноймайер в Большом театре

Ведомости / Среда 03 апреля 2002
Мариинский театр презентовал в Большом театре вечер хореографии Джона Ноймайера, открыв балетную программу фестиваля «Золотая маска». В Москву одноактные спектакли Spring & Fall, Now & Then и «Звуки пустых страниц» приехали в ранге главных претендентов на Национальную театральную премию (они были выдвинуты на «Золотую маску» в четырех номинациях из пяти).
Джона Ноймайера в Петербурге ждали долго: неясные слухи о переговорах с хореографом ходили несколько лет. Стопроцентный классик, чьи постановки вошли во все балетные энциклопедии, и до сих пор активно работающий хореограф, он был нужен Мариинскому театру как воздух: великая классическая труппа, за последнее десятилетие вернувшая себе международный статус элитарной компании, продолжала мучиться комплексами из-за ограниченности своего репертуара. Как и 100, и 50 лет назад, самым современным, живым и актуальным хореографом в нем оставался Мариус Иванович Петипа, официально отставленный от балетных дел в 1903 г.
Для дебюта в Мариинском театре год назад Ноймайер не стал копировать свои шлягеры. Вместо «Отелло», «Дамы с камелиями» и симфоний Малера хореограф предложил два одноактных спектакля — Spring & Fall («Весна и осень») и Now & Then («Теперь и тогда»), сделанных в начале 1990-х для Гамбургского балета и Национального балета Канады. Третьим спектаклем стали «Звуки пустых страниц» — поставленный специально для Мариинки балет на музыку альтового концерта Альфреда Шнитке. Присутствие Ноймайера в петербургском пейзаже вывело взаимоотношения русского балета с современной хореографией на новый уровень. На премьере в Мариинском театре его спектакли танцевали с таким же воодушевлением, свободой и точностью, как порой танцуют там самые священные петербургские балеты — «Лебединое озеро» и «Баядерку».
В соответствии с традицией последних лет в насыщенный гастрольный график Мариинки Москва втиснулась с трудом. В перерыве между двумя ночами в поезде «Красная стрела» труппа честно отработала три отделения на сцене Большого театра. Однако, лишенная лидеров, для которых ставил свой эксклюзивный спектакль Ноймайер, — Дианы Вишневой, Ульяны Лопаткиной и Ильи Кузнецова, — она танцевала именно так, как время от времени танцует все те же «Лебединое озеро» и «Баядерку» — на автопилоте, вымуштрованно и равнодушно. У москвичей не было шансов оценить ни пастушеского обаяния Жанны Аюповой в буколическом Spring & Fall, который превратился в подражание всем неоклассическим балетам сразу, ни спортивного обаяния Светланы Захаровой, чья экспрессия идеально воплотилась в Now & Then.
Сделав все, чтобы снизить собственные шансы на победу в «Золотой маске», петербуржцы все же отыгрались на «Звуках пустых страниц». Их сюжет настолько банален и сентиментален, что пересказывать его как-то неловко. В драматическом театре и даже в опере судьба великого художника (спектакль посвящен другу Ноймайера — Альфреду Шнитке, который написал для него музыку балета «Пер Гюнт») могла превратиться в инсценировку бразильского сериала. Отсутствие слов помогает Ноймайеру рассказать о мучительных взаимоотношениях художника с судьбой (которая предстает в виде серого безликого существа), с жизнью (нежной и бесконечно терпеливой Девушкой в красном, которая все же не может удержать его по эту сторону пустого белого экрана, за который его позовет спокойная смерть, затянутая в черное трико) и с собственными произведениями (кордебалетом унифицированных балетных танцовщиц и танцовщиков, которые то не желают складываться в гармоничное целое, то усаживаются у ног героя и покорно ждут его повелений). Конечно, Николаю Наумову не хватает квадратной челюсти и витальной силы Ильи Кузнецова в роли Судьбы, Ирине Голуб — тихого сияния Дианы Вишневой в образе Девушки в красном, а Дарье Павленко — вкрадчивой паучьей пластики Смерти — Ульяны Лопаткиной. Но, как оказалось, от соприкосновения с новыми исполнителями «Звуки пустых страниц» не разрушились, а лишь поменяли акценты. Это качество, которое отличает произведение вечное от очаровательной безделушки.

Современные русские композиторы: Альфред Шнитке
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков