Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Красивый кризис мирового балета

Московский дебют труппы открыл целую череду балетных гастролей, которые в этом сезоне пройдут на сцене Большого театра. Вслед за швейцарцами осенью нас посетят балет театра Ла Скала, Хьюстонский балет из США, а летом — Балет Монте-Карло и К...

Ведомости / Пятница 20 сентября 2002
Московский дебют труппы открыл целую череду балетных гастролей, которые в этом сезоне пройдут на сцене Большого театра. Вслед за швейцарцами осенью нас посетят балет театра Ла Скала, Хьюстонский балет из США, а летом — Балет Монте-Карло и Королевский балет Великобритании. В эту компанию «Цюрих-балет» явно попал только благодаря дипломатическому формату гастролей.
Швейцарский балет никогда не принадлежал к балетным державам, а «Цюрих-балет» — к грандам театрального мира. В тихой и уютной Швейцарии полетам духа в горние выси всегда предпочитали простодушные деревенские пляски, а в современном цивилизованном обществе — ритмопластические поиски Эмиля Жака-Далькроза. Тем не менее свои балетные компании в середине прошлого века там все же завели. Правда, требовали от них не выдающихся достижений, а предоставления возможности хорошо провести вечер.
Так было до начала 90-х, пока «Цюрих-балет» не возглавил Хайнц Шперли — один из самых авторитетных европейских хореографов старшего поколения. Со времен своей студенческой молодости, прошедшей в Лондоне и Нью-Йорке на рубеже 50 — 60-х, он сохранил любовь и преклонение перед английским классиком хореодрамы Фредериком Аштоном и создателем балетной неоклассики Джорджем Баланчиным, а также русской балетной школой. Все это оказало влияние на его собственное творчество: он ставит массивные сюжетные балеты (среди самых известных — «Тщетная предосторожность», «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта», «Ундина», «Золушка»; кстати, все эти спектакли в свое время ставил Аштон), опусы в неоклассическом стиле на музыку от Баха до Малера и рекрутирует в труппу множество выходцев из бывшего Советского Союза.
Показанные в Москве «Гольдберг-вариации» на музыку Баха — самый известный из спектаклей швейцарского хореографа. Впервые поставленные в 1993 г. в Немецкой опере на Рейне, балет которой Шперли тогда возглавлял, они сразу же стали эмблемой его творчества. «Арию с тридцатью вариациями» он усложнил легким сюжетом, объяснив это так: «Для меня “Гольдберг-вариации” как сама жизнь, окружающая нас. Я надеюсь, мне удалось с помощью хореографии рассказать о безразличии и притяжении двух людей друг к другу». И, по рецепту Баланчина, заставил танцовщиков соревноваться в виртуозности с музыкой Баха.
Тренированные тела в белых, желтых, алых, зеленых, черных, малахитовых, бордовых костюмах на лаконичном и беспощадном фоне подсвеченного белого задника и белого планшета то вскидываются в шпагатах — вертикальных, горизонтальных, партерных, воздушных, в руках партнера вниз головой, то оседают в глубоких медитативных plie, то раскидываются в широких port de bras, то замирают в статике. Ими можно любоваться, как скульптурами в хорошо освещенном музейном зале. Натренированная труппа, если следовать футбольной терминологии, хотя и не входит в высший дивизион, но по праву выступает в первой лиге. Однако соревнование с Бахом — и заочный агон с Баланчиным — Шперли проигрывает: после десяти минут танца вариации превращаются в одну длинную, вязкую и скучную тему. Его allegro не хватает стремительности, а adagio — кантилены. Фигурки солирующих танцовщиков мечутся в огромных пространствах сцены Большого, угол зрения со второго яруса, на который отправили прессу, подчеркивает пассивность хореографа в геометрических перестроениях масс, и даже звук солирующего фортепиано Алексея Ботвинова теряется, утопая в бархате лож. Этому спектаклю гораздо больше подошла бы простота и камерность Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Конечно, Хайнц Шперли — мастер создавать ладно сшитые спектакли, но не виртуоз во взрывах тектонических пород. Для того чтобы быть лидером, ему не хватает изощренности, неутомимости фантазии и музыкальной чуткости. Именно так и выглядит кризис идей в балетном мире.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков