Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Жизнь а-ля рюс

«Лебединое озеро» по-английски

Ведомости / Пятница 27 июня 2003
Обойма из четырех «Лебединых озер» — вторая программа гастролей — изничтожила скуку, царившую на открытии гастролей Королевского балета Великобритании. Анонсировав спектакль как историческую постановку 1895 г. , англичане насильственно превратили Мариуса Петипа и Льва Иванова в соучастников достижений и провалов балетного театра ХХ в.
При всем интересе к современности, который пытается привить себе отечественный балет, уровень любого артиста и компании для нас все равно определяется тем, что они могут в классике. Но, видимо, именно поэтому мало кто решается привезти ее в Россию. Аншлага не было — летний интурист идет на натуральный продукт, т. е. русский балет в русском исполнении. Поэтому многие предпочли основной сцене соседнюю «Новую», где показывали свое «Лебединое» погорельцы из Театра Касаткиной и Василёва. Зато проинспектировать главное достояние национального наследия, с которого, собственно, и начался русский балет, чуть ли не в полном составе явилась труппа Большого театра.
Занавес открыл зрелище нокаутирующее. Декорации воспроизводили легко узнаваемую решетку Летнего сада. Вход в него подпирали два стрельца. В руки им были вставлены арбалеты. На площади гомонила толпа: парубки в охристо-бордовых шароварах и рубахах, подпоясанных красными кушаками, поселянки в кокошниках, с которых свисали ленты. Взявшись за руки, они танцевали вальс — арабеск вправо, арабеск влево. К ним присоединялись великовозрастные кадеты и трио танцовщиков с картин Дега — бархотки, банты, черные корсажи «в рюмочку». Принц, скинув шинель на попечение наставника — вылитого чеховского персонажа, разделял всеобщее бурное веселье, пока перед воротами сада не появлялась сама Владетельная принцесса в платье Анны Карениной. Народ разбегался, а перепившиеся кадеты и Принц вместе с ними поспешали на озеро. Увидев там филина, которого, судя по костюму, можно атрибутировать и как лохнесское чудовище, они бросали оказавшегося снова в своей обычной сказке царственного друга на произвол судьбы.
Бал в английском варианте превратился в рекламный каталог Фаберже на аукционе «Сотбис» — золото, люстра, подсвечники, зеркало во всю высоту сцены, невесты в золотых платьях с голливудских церемоний. Мазурку на этот бал пригласили танцевать, судя по зеленовато-черным камзолам и островерхим шапкам с меховой опушкой, монголов. Поэтому нет ничего удивительного, что передвигаются они не мазурочным шагом, а просто бегом. Что партнерша пыталась взмахом ноги попасть в челюсть партнеру, а тот с грохотом падал перед ней на колено. Испанцы трактовали темперамент как агрессивную дробь каблуков и виляние бедрами. В этом изувеченном характерном дивертисменте трудно узнать красоты Александра Горского. Но честь его не затронута — на афише он просто не упоминается, хотя ему же принадлежит и некоторая часть па-де-труа из первой картины.
Сделав тысячную попытку «объяснить» сюжет балета Чайковского русскими корнями, автор английской версии Энтони Доуэлл пополнил ряды неудачников: никому не удалось еще преодолеть все несуразицы «Лебединого озера» лучше, чем наивным Иванову и Петипа.
Однако он смог, используя достижения предшественников, найти новую эстетику в легендарных «белых» картинах балета. Изломав, к ужасу ортодоксальных балетоманов, знаменитые прямые и диагонали Иванова, заставив их неловко топтаться на невытянутых подъемах, ликвидировав знаменитые «волны» рук-крыльев и нарядив английских мускулистых лебедей в белые струящиеся тюники, Доуэлл превратил этих птиц в испуганных и нервных сестер лебедей-мужчин Мэтью Бёрна. И дело не в том, что в Лондоне не уважают классических традиций. Просто для англичан классика — это забытый язык, красивый, но мертвый. Поэтому балерина на партию Одетты — Одиллии — такая же функция в этом спектакле, как в магазине вешалка для платья. От нее требуется не интерпретация, а способность максимально надежно воспроизвести текст. Все составы отлично справляются с задачей. Одинаково невысокие, компактные и не обремененные красотой линий, Одетты — Одиллии Королевского балета отличаются лишь тем, что Мияко Йошида вертит фуэте в темпе allegro vivace, Джейми Теппер пока не научилась завершать его двойными турами, а Тамара Рохо каждый третий поворот усложняет еще и тройным пируэтом. Но все они словно бы боятся своим прикосновением изувечить текст.
В отличие от англичан наши балерины все еще умеют читать на древних языках. И все же порой их диалогу с современностью тоже можно позавидовать.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков