Театральная критикаНе в том форматеБыла представлена петербуржцам Сильви ГиллемВедомости / Вторник 22 июля 2003 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Королевский балет Великобритании открыл свой петербургский сезон, главной приманкой которого является участие Сильви Гиллем. 38-летнюю французскую суперзвезду демонстрировали в «Маргарите и Армане»: между Les Scenes de ballet Фредерика Эштона и «Песней о земле» Кеннета Макмиллана. По балетному небосклону конца ХХ в. Сильви Гиллем пронеслась, словно тайфун: не просто трансформировала каноны исполнения Жизели или Раймонды, а взломала само представление о балерине как о существе из потустороннего мира, вещающем о неведомых зовах неба. Соединив в себе новый взгляд на классический танец и уникальные физические возможности, Гиллем так же изменила представления о балете, как до нее Тальони, Павлова, Семенова и Плисецкая. «Маргарита и Арман» Фредерика Эштона, в котором она предстала перед петербуржцами, это балет 40-летней выдержки, вдохновленный идеальным партнерством Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева: квинтэссенция английской хореодрамы, превыше всего ценящей артистический драматизм и породистость манер. В получасовой спектакль уместились туберкулезный кашель, летящие в лицо пачки денег, балы, драпировки, кринолины, взволнованная, но лишенная шопеновской меланхолии музыка (в основе соната си-минор для фортепиано Листа) все то, что ассоциируется с оперной «Травиатой». Поставленный как четыре объяснения Маргариты и Армана (знакомство, деревенская идиллия, объяснение на балу и болезнь Маргариты) балет Эштона почти не отпускает главных героев со сцены. Однако хореограф создавал его как бенефис 44-летней Фонтейн и 25-летнего Нуреева. Невероятным соединением силовой советской выучки, чистоты датской школы и английской кантилены блистал юный танцовщик. Фонтейн, переживавшая критический для классической примы возраст, пленяла тем, что на языке балетных виртуозов презрительно называется «кружевами» и что никто за эти 40 лет не научился делать лучше нее. Поэтому в «Маргарите и Армане» от любой новой исполнительницы требуются не взрывы традиций, а их почитание полутона и недоговоренность, которых нет в вулканическом характере Сильви Гиллем. Сам волевой облик этой женщины, которая вдохновила Бежара на спектакль «Сиси королева-анархистка», кажется нелепым в сочетании с рюшами, оборками, локонами, цветочками на груди и на макушке. По «Маргарите и Арману» можно составить представление о роскошных рыжих волосах балерины, которые она распускает в финальной сцене, но не о масштабе ее таланта. |