Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Баланчин был богом, а стал приятелем

Большой театр задорно отметил юбилей главного хореографа ХХ века

Ведомости / Понедельник 15 марта 2004
Шесть из 147 опусов Джорджа Баланчина можно теперь увидеть в Москве. Большой театр отметил 100-летие хореографа новой программой его балетов.
В наши дни ни одна труппа, претендующая на лидирующие позиции в международной табели о рангах, не может обойтись без балетов Баланчина. Воспитанник русского императорского балета, большую часть жизни проживший в Нью-Йорке, он придал классической хореографии ритм ХХ века: Баланчин отменил многостраничные либретто старых балетов, на вопрос о сюжетах неустанно отвечая: «Когда на сцене мужчина и женщина, это уже история». Он любил классический силуэт балерины в пачке и диадеме, но придумал еще более захватывающие костюмы — строгие черные репетиционные купальники. Там, где Петипа требовалось четыре часа танца, Баланчин научился обходиться 30 минутами. При этом так уплотняя текст, что количества его pas в «Кончерто барокко» могло бы хватить на целую «Спящую красавицу».
Большой театр впервые разглядел главную фигуру уходящего столетия лишь в 1999 г. К тому времени труппа — казалось, безнадежно — увязла в поточной переделке классических спектаклей и постановке сомнительных шедевров второсортных хореографов. Баланчин, дважды за предыдущие 10 лет засветившийся в афише театра (это были «Блудный сын» и «Моцартиана») , в глазах балетных политиков не слишком выделялся из их числа, поэтому оба раза тихо исчезал из репертуара. Но в предпоследний год ХХ века Большой вдруг открыл для себя, что не танцевать Баланчина — все равно что не прочитать ничего после «Евгения Онегина». Осваивать балеты классика в Москве решили не постепенно, как в Мариинке, а с вершин — «Симфонии до мажор» и «Агона». Нью-йоркский Фонд Баланчина, контролирующий воспроизведение спектаклей хореографа по всему миру, прислал в Большой театр своих репетиторов. Труппа, десятилетиями упражнявшаяся на одних и тех же спектаклях, выучила сложнейшие балеты за три недели. Эта авантюра была адекватна героизму студента, за ночь освоившего китайский язык. Провалить премьеру значило погибнуть в собственных глазах, попутно утопив миф об универсальности русской балетной школы.
В 99-м Большой сказку сделал былью. Того, чего другие достигают путем многомесячных микронных побед, здесь добились мгновенным, рационально необъяснимым порывом. «Баланчин по-московски» тут же отхватил «Золотую маску» и получил восторженную прессу в Нью-Йорке, на родине спектаклей. И хотя куража хватило всего на год (в перегруженном режиме поддерживать технику и стиль Баланчина было некому, и уже через год его вытеснили из афиши привычные и не требующие дополнительной возни балеты Петипа и Григоровича) , в Большом театре Баланчина записали в освоенный багаж.
Юбилей оказался прекрасным поводом водворить спектакли на их законное место в репертуаре. В репетиционных залах Большого вновь появились представители нью-йоркского фонда, по утрам специальный тренаж по технике Баланчина давала одна из его прославленных балерин — Виолетт Верди. Урбанистский «Агон» и роскошную «Симфонию до мажор» усилили еще одним шедевром — 25-минутным «Кончерто барокко» на музыку Концерта для двух скрипок Баха, в качестве бонуса прикрепив к каждому показу один из трех концертных номеров: Па-де-де на музыку Чайковского, Па-де-де «Сильвия» или «Тарантеллу».
Однако на этот раз Баланчина репетировали не как бога, недоступного, сурового и карающего, а как приятеля, с которым всегда можно договориться: бесшабашно и весело, отпустив на заработки четырех премьеров, свалив на молодежь «Кончерто барокко», а примам позволив выбрать приглянувшиеся партии в «Симфонии до мажор».
Поэтому оба названных балета отличал в первую очередь энтузиазм исполнителей, с трудом поспевавших за оркестром (Баланчин, имевший профессиональное музыкальное образование, не позволял музыкантам играть «под ногу» танцовщикам) , пролетавших мимо выворотных позиций и далеко не всегда успевавших фиксировать расставленные хореографом акценты.
Удовлетвориться пришлось лишь безусловной победой «Агона». Этот получасовой спектакль для восьми танцовщиц в черных тренировочных балетных купальниках и четырех танцовщиков в белых майках и черных трико — образец балетного минимализма, проклинавшегося за безыдейность все советские годы и поэтому не имеющего аналогов в отечественной хореографии. Спектакль, в котором балетмейстер соревнуется с музыкой Стравинского в конструктивистских фантазиях на тему танцев XVIII века, всегда считался высшей математикой Баланчина и самым недоступным его балетом. Однако именно в нем артисты Большого (в первую очередь Екатерина Шипулина и Руслан Скворцов в Дуэте, Анастасия Яценко во втором Па-де-труа и Ян Годовский в первом Па-де-труа) успевали разложить на музыку все прыжки, заноски и причудливо изломанные арабески и аттитюды. Не просто успевали: ведь удержаться от обогащения лаконичной хореографии Баланчина цветистостью Петипа и актерской выразительностью в традициях драмбалета — тяжкое испытание для русского танцовщика. И все же артисты не травмировали текст Баланчина никакими чужеродными «архитектурными излишествами» и танцевали «Агон» с тем самоотречением, которое принесло победу московскому Баланчину четыре года назад, и драйвом, по которому узнают Большой театр во всем мире.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков