Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Бессонное царство

Касаткина и Василёв напрасно потревожили «Спящую красавицу»

Ведомости / Четверг 07 октября 2004
Москва стала вторым после Канн городом, которому Наталья Касаткина, Владимир Василёв и их Театр классического балета решили показать свою «Спящую красавицу». Придуманный для гастролей подзаголовок «Аврора триста лет спустя» на Новой сцене Большого театра отсекли, но изменения в либретто и хореографии сохранились.В последние десятилетия старую сказку неоднократно перелицовывали на новый лад и не меньшее число раз реставрировали, как «Данаю» в Эрмитаже, восстанавливая по архивным записям первоначальный облик спектакля Петипа. «Энциклопедия классического танца» неизменно проявляет свой норов, не желая укладываться в рамки искусственных концепций, и провоцирует самых радикальных редакторов хотя бы частично использовать хореографические находки старых мастеров (от цитат не смог удержаться даже Матс Эк, чей экстремистский творческий почерк несовместим с классическим каноном).
В спектакле Касаткиной и Василёва Принцесса Аврора и Принц Дезире, Король и Королева, Фея Карабос и Фея Сирени, фрейлины и пажи, придворные и крестьяне, бесчисленный шлейф героев волшебных сказок — вся иерархия бессмертного балетного царства осталась на своих местах. Хрестоматийные танцы, по которым узнается «Спящая красавица», тоже воспроизведены в привычном порядке: в самом начале — ансамбль фей-благодетельниц, чуть вглубь действия — Крестьянский вальс и адажио Авроры с женихами, в центре композиции — танцы нереид и в финале — длинный свадебный дивертисмент. Последний, правда, бесцеремонно потревожен редактированием, но в целом у Касаткиной и Василёва, выросших на «Спящей красавице» Большого театра, поставить балет Петипа дыбом рука не поднялась.
Нынешний Московский театр классического балета, давно уже живущий в гастрольном режиме, далек от своего блистательного уровня 80-х. Несмотря на то что Касаткиной и Василёву почти не пришлось урезать прославленных многофигурных композиций «Спящей красавицы», кордебалет в них выглядел группой финалисток конкурса красоты — массой красавиц на длинных и красивых, но разъезжающихся в разные стороны ногах. Многочисленный отряд корифеек, на которых возложен десяток сложных вариаций, смотрелся, впрочем, не лучше. Одиноко возвышалась над ними лишь Екатерина Березина — как и положено Принцессе Авроре.
У этой «Спящей красавицы» на международном рынке нет шансов в конкурентной борьбе с академическими монстрами. Поэтому Касаткина и Василёв пожертвовали всеми текстами и подтекстами, параллелями и перпендикулярами классического балета и с ловкостью мичуринцев попытались скрестить классические балетные формы с шоу-бизнесом. Для развлечения публики перекроено либретто. Например, к «Спящей красавице» добавлены «Красавица и чудовище» (Принц Дезире встречает свою восставшую ото сна Принцессу глубоким стариком, не решаясь приблизиться к ней). Фея Карабос, которую обычно изображают закутанные до пят в робу мужчины, превращается в юную особу, которая упражняется со спицей, как стриптизерша у шеста. Художница Елизавета Дворкина выстраивает на сцене дворец с лестницами в натуральную величину, а придворных осыпает «бриллиантами» с такой щедростью, будто все они являются клиентами швейцарских банков. Президентский оркестр во главе с дирижером Павлом Овсяниковым несется во весь опор, грозя повредить ноги танцовщикам, лишь бы закончить многочасовой балет Чайковского к 10 вечера. Но на новое открытие старой сказки преобразования не тянут. Эта усеченная и упрощенная версия, возможно, и может притвориться «Спящей красавицей» в гастрольном каннском формате — между пляжем, рестораном и казино. Но в Москве она выглядит жалкой нищенкой.
Публикации
Заявление АТК об увольнении Константина Райкина из Театральной Школы Константина Райкина
Ассоциация театральных критиков убеждена, что упразднение должности худрука приведет к уничтожению ВШСИ
15 апреля 2022

Письмо Ассоциации театральных критиков о ситуации с Никитинским театром
Ассоциация театральных критиков - в связи с выселением Никитинского театра (Воронеж) из здания
04 апреля 2022

Письмо Ассоциации театральных критиков в поддержку режиссёра Сергея Левицкого
Ассоциация театральных критиков - об увольнении художественного руководителя Русского драматического театра имени Н. А. Бестужева
02 апреля 2022

Письмо АТК о приостановке выпуска журнала «ТЕАТР.»
29 марта 2022

Все публикации
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков