Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Коктейль из чужих побед

Ballet Biarritz дает уроки русскому балету

Ведомости / Вторник 28 июня 2005
Французский Ballet Biarritz показал на сцене Театра имени Моссовета два спектакля — «Творение» на музыку Бетховена и «Кровь звезд», в котором смешаны Малер, Иоганн Штраус и Минкус. Выступление труппы, относящейся ко второй лиге европейского балета, хотя и контрастировало с остальной программой Чеховского фестиваля, оказалось поучительным.Включая французскую танцевальную компанию в программу театрального фестиваля, организаторы наверняка ориентировались на красоту проектов: хореограф Тьерри Маланден в «Творении» вернул на сцену музыку единственного балета Бетховена, а в «Крови звезд» заставил белых медведей станцевать «Тени» из «Баядерки». Ход оказался беспроигрышным: на обоих спектаклях зал был заполнен, будто в Москву привезли Opera de Paris.
Маланден знаменит тем, что умеет придумать своим постановкам такую роскошную упаковку, что главные французские балетные критики кидаются в курортный Биарриц среди зимы. В Москве хореограф уже проделывал подобные трюки: два года назад собрал на гастроли своей провинциальной компании всех театралов, пообещав представить радикально новый взгляд на спектакли дягилевских Les ballets russes. Но вместо этого с разрушающей балет внятностью просто проболтал все невысказанные эротические мечты фавна из «Послеполуденного отдыха фавна», заставив его корчиться на огромной коробке, из щели которой тот весь спектакль вытягивал салфетки.
Нынешние гастроли Ballet Biarritz прошли под вывеской античности, которая стала у Маландена поводом для пересмотра истории сотворения мира. Хореограф изо всех сил старается внушить себе, что его интересует современность (во Франции государственной поддержкой пользуется не балет, а современный танец — правительство на бюджетные деньги создало и содержит по всей стране национальные хореографические центры, один из которых расположен в Биаррице и имеет вывеску Ballet Biarritz). Но, как и полагается человеку, который в молодости был ангажирован танцовщиком в академическую Opera de Paris, в представлении Маландена мироздание идеально рифмуется с историей, причем историей балетной. В бумажном предисловии к спектаклю «Кровь звезд», поставленному два года назад, он также уверяет, что это хореографическая версия мифа о нимфе Каллисто (против воли она родила сына от Зевса, чем вызвала гнев Геры, превратившей ее в медведицу). В обращении к зрителю «Творения» хореограф, хотя сначала долго рассуждает о Книге Бытия, в итоге честно признается, что это «персональный манифест, требующий танца ради танца».
Но специалистам по античности вряд ли близки как белые медведи, обозначающие созвездие Большой Медведицы, в которое превратил несчастную нимфу Зевс, так и пара танцовщиков, символизирующая Каина и Авеля, — выделить их из массы позволяет только зуботычина, которой заканчивается их длиннющий дуэт. Маланден пытается пересоздать картину мира, в котором Адам оказывается первым танцовщиком. Летосчисление у хореографа измеряется сменой барочных кудрявых ручек из «Спящей красавицы» романтическими стелющимися арабесками «Жизели», а потом модернистскими кружениями Лой Фуллер.
Ни на минуту не забывая о госдотации радетелям современного танца, Маланден упорно пытается разделаться с собственным классическим прошлым. Его спектакли — настоящий «коктейль Молотова»: в нем кристаллический каркас лексики Петипа изогнут экспрессией Марты Грэм. Однако революционера из Маландена не получается — за четверть века до него эту нишу гораздо более изобретательно возделал Иржи Килиан, рядом с которым хореография «Творения» и «Крови звезд» выглядит профессионально спаянными перепевами чужих открытий и побед.
Для этой гремучей смеси хореограф подобрал идеальную команду. Выстраиваясь на авансцене в цепочку в начале спектакля, танцовщики Ballet Biarritz поражают разнокалиберностью внешних и профессиональных данных. Среди них нет и двух артистов одинакового роста и сходного телосложения. Но, когда они, нацепив медвежьи маски и меховые комбинезоны, идеально выдерживают линии «Баядерки», зал аплодирует. Энтузиазм вызывает не идея постановщика и даже не трюк. Но эти танцовщики — универсально подготовленная команда. Можно, конечно, сожалеть, что вместо New York City Ballet и Opera de Paris в Москву теперь привозят балетные компании второго эшелона. Но в России хореографов уровня Тьерри Маландена и танцовщиков класса Ballet Biarritz сегодня не хватает даже главным балетным сценам.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков