Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Бессобытийное событие

Итог сезона: российский балетный мир забыл о склоках и ударился в работу

Ведомости / Вторник 09 августа 2005
Хотя мелкие балетные компании обеих столиц все лето продолжают крутить для туристов «Лебединые озера» и «Щелкунчиков», с отъездом на зарубежные гастроли ведущих отечественных трупп балетный сезон по существу завершился. Он прошел без показательных порок, скандальных отставок, манифестаций в зрительном зале и судов. Эту бессобытийность и нужно признать главным событием сезона.После манифестаций, которыми сопровождались прошлогодние премьеры новой версии «Ромео и Джульетты» Деклана Доннеллана в Большом и вечера балетов Уильяма Форсайта в Мариинке, после эстрадных эскапад Анастасии Волочковой в Кремлевском дворце и ее же страстных речей о гонениях на доброе и вечное, после эффектного пермского марш-броска на наследие Баланчина и карикатурного «Мусагета» вечно непонятого гения Бориса Эйфмана, позапрошлогодних гастролей New York City Ballet, Hamburg Ballet и Royal Ballet — после всего этого нынешний сезон вправе выглядеть застенчиво, даже блекло. Но именно такой сезон, не отягощенный революционным драйвом и подковерными склоками, определяет подлинный уровень отечественного танцевального развития.
Десятилетия изоляции от остального балетного мира приучили Россию к тому, что главное событие любого сезона должно быть импортного происхождения. В отличие от советских времен, когда форточка открывалась настолько дозированно, что шанс попасть в Москву имели только сильнейшие западные компании, теперь в России танцуют все — от кабареточной американской труппы Балет Трокадеро де Монте-Карло до японских и шотландских эпигонов Айседоры Дункан. При этом мощности современных продюсеров ни в какое сравнение не идут с возможностями советской системы. Визитов лучших западных компаний приходится ждать годами, за которые та или иная труппа или теряет свой профессиональный вес (как это случилось с прославленным ирландским шоу Riverdance), или превращается в коммерческий проект (Batsheva из Израиля, Momix из США и New Adventures из Лондона), или же оказывается шедевром рекламы (французский Ballet Biarritz или итальянский Aterballetto). Тем не менее время гастролеров-самозванцев, когда в России можно было завлечь публику на папуасскую самодеятельность, миновало. А когда среди этого сора появляется «Мойщик окон» Пины Бауш и ее труппы из Вупперталя, он становится началом системы координат, в которой выстраивается новый танцевальный эквивалент мира.
В российском классическом балете стандарты определены столетие назад. Но соответствовать им по-прежнему удается преимущественно главным столичным компаниям. Даже труппам, обитающим в окрестностях московской и питерской Театральных площадей, приходится нелегко: Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, в начале сезона переживший потерю многолетнего лидера Дмитрия Брянцева, направил все усилия на то, чтобы сохранить труппу и репертуар. «Кремлевский балет» и петербургский Театр им. Мусоргского довольствовались мелкими зарубежными гастролями. Только московский Театр балета Касаткиной и Василёва выпустил — по заказу западных импресарио — две премьеры: «Сотворение мира», когда-то прославившее этих хореографов, и «Спящую красавицу», изуверски перелицевав оба балета на современный лад. Да еще менее заметный на московской балетной карте осколок труппы «Имперский русский балет» выпустил премьеру спектакля «Распутин», который стал единственным в этом сезоне нарушителем благонравия: блюстители христианских добродетелей, устроив пикет перед Театром эстрады, где показывали спектакль, только добились шумихи, этим балетом не заслуженной.
Из провинциальных трупп в отечественную балетную элиту пока удалось вернуться только Пермскому и Новосибирскому театрам. Но если сибиряки в этом сезоне жили в режиме реконструкции театра, то уральская труппа после прошлогоднего художественного успеха в этом году закрепила его статусно, пригласив в качестве редактора «Лебединого озера» экс-звезду советского балета Наталью Макарову.
Большой и Мариинка, в России все еще играющие на территории классического балета без соперников, только на первый взгляд подарили себе в этом году отдых. Питерская труппа продолжила пробиваться в лидеры мирового балета с помощью проверенных западных авторитетов: после успеха прошлогоднего вечера балетов Уильяма Форсайта его же пригласили утяжелить проект еще одним старым спектаклем — Approximate Sonata. Звезды первой величины от участия в нем ускользнули, уступив молодежи возможность резвиться в умопомрачительно сложной хореографии. Это позволило перейти из юниоров в высшую лигу угловатой в классике, но невероятно мобильной Виктории Терешкиной, чья виртуозность кажется безграничной, и Олесе Новиковой, сочетающей выучку по последнему слову техники с таким старинным понятием, как сценическое обаяние. В пару к Форсайту Мариинский театр пригласил англичанина Дэвида Доусона. Это соседство не только развенчало зреющий авторитет молодого хореографа, но и представило Маринку в роли догоняющего: приоритет в создании оригинальных спектаклей в последние годы захватил Большой.
В этом году москвичи, правда, заступили на территорию своих соперников. Худрук труппы Алексей Ратманский, как танцовщик, сформировавшийся в полистилистических западных компаниях, пригласил поработать в Большой театр легендарного Джона Ноймайера (он перенес свой «Сон в летнюю ночь» 1977 г.) и Лорку Мясина, который впервые в России воспроизвел три классических спектакля своего отца, Леонида Мясина: «Треуголку», «Предзнаменования» и «Парижское веселье». И хотя стилистически исполнение было далеко от идеала (который демонстрировали приглашенные на премьеру Иван Урбан, солировавший в балете Ноймайера, и этуаль Opera de Paris Жозе Мартинез, танцевавший «Треуголку»), эти премьеры продемонстрировали, что в западном репертуаре труппа Большого имеет не технические, а ментальные проблемы: артистам все еще трудно отвыкнуть от мысли, что современный балетный театр — не музей, где к экспонатам не притрагиваются десятилетиями, а живой организм. И хотя выпущенный Ратманским «Болт» и работы молодых, показанные в программе «Мастерская новой хореографии», не смогли повторить прошлогоднего успеха премьер Большого, они продемонстрировали стабильность репертуарной политики Большого театра. Именно в эксклюзивном репертуаре, созданном в последние пять лет, Большой добился наибольшего успеха: «Светлый ручей», «Дочь фараона» и «Ромео и Джульетта» оказались самыми востребованными на гастрольном рынке спектаклями.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков