Театральная критикаОбновление парадного портретаСовременные балеты оказались к лицу Большому театруВедомости / Пятница 18 августа 2006 ЛОНДОН В гастрольной программе Большого театра в Лондоне вечер одноактных балетов показали всего дважды. Несмотря на внешнюю непритязательность, именно он должен был определить, приняла ли самая высокомерная балетная столица новый имидж российского театра. Опыт удался: и публика, и критика реагировали так, будто вернулись на 50 лет назад, в год первого международного триумфа Большого.Специально для Лондона худрук труппы Алексей Ратманский предложил ребус, который должен был доставить удовольствие балетоманам еще до поднятия занавеса. Он прослоил программу параллелями и перпендикулярами, впервые соединив в афише одного вечера собственную «Игру в карты», «Пиковую даму» Ролана Пети и «Симфонию до мажор» Джорджа Баланчина. Кристальная красота конструкции его собственного балета (на гастролях получившего новое название «Ва-банк») должна была как в зеркале отражаться в роскошной многослойности баланчинской «Симфонии до мажор», «Пиковая дама» пересекаться с условной темой «Игры в карты». А царственная тирания двух звезд, на которой основан балет Пети, контрастировать с ансамблем 15 звезд труппы, занятых в балете Ратманского. Финальная «Симфония до мажор» призвана была представить парадный портрет всей труппы в ней занято четыре пары премьеров, в два раза больше солистов и армия кордебалета. Весь же вечер в целом представил предпочтения современного Большого театра, сочетающие почтение перед западной классикой с повышенным интересом к развитию собственного стиля. Лондон с большим трудом расстается со старыми привязанностями, а новые обретает с еще большим трудом. Баланчинскому изяществу там всегда предпочитали серьезность Эштона, буйным фантазиям Пети монументальность Макмиллана и, самое важное, бессюжетным спектаклям сочную актерскую выразительность. Тем не менее воодушевление и кураж, с которыми труппа представила одноактные балеты, передались зрительному залу овации после каждого балета затянули продолжительность спектакля минут на двадцать. Критики сосредоточились в своих рецензиях на комплиментах «Игре в карты» и Алексею Ратманскому: вероятно, англичане слишком утомились неземным величием своих ушедших кумиров и позволили себе оценить феерическую легкость, которую вносит Ратманский в каждую постановку. Дебра Крейн из The Times, хотя и сохраняет невозмутимость в звездной валюте (у нее все программы получили по три-четыре звезды), отмечает: «Алексей Ратманский, возглавляющий сейчас балет Большого театра, быстро показал себя умелым руководителем. Во время лондонских гастролей был явлен и его талант хореографа, и он производит не меньшее впечатление». Говоря о «Пиковой даме», The Telegraph (и к ее мнению присоединились многие издания) отметила, что «Николай Цискаридзе удивительно выразителен в роли Германа». Действительно, так, как в Лондоне, после полученной несколько лет назад травмы Цискаридзе еще не танцевал забыв об осторожности, истово и в полную силу исполняя текст, поставленный в расчете на его былую виртуозность. Еще более повышает градус Клемент Крисп: повелитель репутаций из Financial Times воодушевлен и «темными страстями» «Пиковой дамы», и «солнечным сиянием» «Симфонии до мажор», а про «Игру в карты» пишет так: «Это был настоящий фейерверк (с блеском подлинного мастерства в каждой вспышке), высветивший артистизм Большого. И, откровенно говоря, самая восхитительная из всех русских постановок, которые я видел за последние 20 лет со времен Золотого века Григоровича». Самый же ценный комплимент делает вечеру одноактных балетов The Telegraph: «В произведениях русского, француза и натурализованного американца Большой всегда остается Большим». Сара Кромптон добавляет: «Моя единственная претензия к потрясающим гастролям Большого то, что они показывали свои лучшие спектакли так недолго. Изумительный Светлый ручей длился всего одно мгновенье. А теперь этот захватывающий тройной вечер представляют лишь дважды, а потом ему на смену придет более традиционное блюдо». Труппе еще предстоит показать в Covent Garden свой старый проверенный козырь классический «Дон Кихот». Однако больше можно не беспокоиться свою задачу в Лондоне балет Большого уже выполнил. |