Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

«Золотой век» опять заблестел

80-летие открыло нового Григоровича

Ведомости / Среда 10 января 2007
Семидневным марафоном спектаклей Юрия Григоровича Большой театр отметил 80-летие хореографа. Фестиваль завершится гала-концертом, который затем повторят в Краснодаре — там Григорович 10 лет назад создал собственный театр, и в Лондоне, где просто любят русский балет, современный имидж которого во многом определил юбиляр.И скандальное изгнание 10 лет назад из Большого театра, и триумфальное возвращение с «Лебединым озером» в 2001-м уже стали историей. Григорович был той фигурой, которая заслонила от России Баланчина, Бежара и Ноймайера, но благодаря своему масштабу позволила ей пережить их отсутствие.
В 30 лет стартовав в родном Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова внеплановым молодежным «Каменным цветком», Григорович первым же своим спектаклем определил новую эпоху. В ней танец, вставленный в мизансцены, срежиссированные с киношной виртуозностью, отменил велеречивость и грузность господствовавшей на советской сцене хореодрамы — драматического спектакля без слов и на пуантах. А каменорез Данила (как и Ферхад в следующем балете хореографа — «Легенде о любви») стал символом бескомпромиссного художника, верного своему идеалу и жертвующего личным счастьем ради блага человечества. Благодаря «Каменному цветку» сверстники-шестидесятники признали Григоровича одним из своих лидеров. Однако в «Спартаке», вышедшем в 1968 г., они расслышали лишь музыку революции. А когда Григорович поставил «Ивана Грозного» о том, как под воздействием жизни чистота помыслов теряет кристальную ясность, незаметно подвергается коррозии душа, как стекленеют глаза и твердеет рука, как ломает появившаяся власть, от хореографа отвернулись многие сверстники.
Шестидесятники, устало утверждавшие уже рассыпавшиеся идеалы, провозгласили, что художник встал на службу власти. Разбираться в том, что Григорович в отличие от западных классиков Фредерика Эштона, Кеннета Макмиллана и Джона Крэнко, использовавших старые идеи Леонида Лавровского, создал собственную форму балетного спектакля, у них желания не было.
Поэтому в 1995 г. Григорович, обвиненный в диктаторских замашках и творческой анемии, покидал Большой театр человеком без будущего. Однако когда в четырех балетах хореографа, составивших фестиваль в честь его 80-летия, появилось новое поколение танцовщиков, выросших уже в отсутствие Григоровича, старый диагноз оказался опровергнут.
Предсказуем в этой программе был лишь «Щелкунчик»: одна из первых постановок хореографа создана с соблюдением строгих классических канонов, в которых вольготно чувствуют себя столь несхожие звезды, как Николай Цискаридзе и Дмитрий Гуданов. Светлана Лунькина, дебютировавшая в партии Мари, лишь вернула академическую выделку балету, когда-то созданному для ее педагога Екатерины Максимовой.
Гораздо неожиданнее прозвучал возобновленный специально к фестивалю шедевр Григоровича — «Легенда о любви». Благодаря Марии Аллаш она превратилась в балет о Мехмене Бану. Балерина, завораживающая персидской красотой облика и отточенностью танцевальной формы, не просто рассказала историю царицы, жертвующей собой и требующей за это новых жертв от окружающих, но представила «Легенду» балетом о том, как труден выбор, как велика ответственность лидера и как трансформируется при этом личность.
И даже «Спартак» обнаружил новые возможности для интерпретации: исполнитель заглавной партии Юрий Клевцов представил его как балет о непосильном бремени личной ответственности и одиночестве человека, сохраняющего веру в идею.
Но самая неожиданная метаморфоза произошла на фестивале с «Золотым веком» — последним оригинальным балетом Григоровича, который со времени создания в 1982 г. тянул на себе бремя утомленности и разочарованности самого хореографа. Повествование о бравом рыбаке комсомольце Борисе, спасающем из притона нэпманов танцовщицу Риту, выглядело таким же картонным представлением, как кукольный спектакль в древнем «Дон Кихоте». Но Нина Капцова и Андрей Меркурьев, несмотря на реющие над ними алые стяги, сняли с главных героев натужный революционный пафос и воспользовались возможностью станцевать еще одну, осовремененную легенду о любви. И когда-то неразличимо похожие монологи и дуэты Риты и Бориса сложились в балет, утверждающий танец как философское искусство. Благодаря этой паре стало ясно, почему балеты Григоровича до сих пор определяют сознание и русского артиста балета, и русского балетомана.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков