Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Козла — на сцену, Аполлону приготовиться

В «Русском проекте» соединились классика, рэп и реконструкция

Ведомости / Пятница 20 апреля 2007
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Ежегодный фестиваль «Мариинский», в этом году проходящий в седьмой раз, осуществил «Русский проект» — программу одноактных балетов. Ее содержание соответствовало актуальным мировым тенденциям, стремящимся сочетать архаику и авангардизм. Проект оказался ярко задуман, но плохо воплощен.Перед составителями программы «Русского проекта» стояла сложная задача: она должна была выдержать сравнение со «звездной» частью фестиваля, включающей гастроли звезд мирового масштаба, которые станцуют в мариинских балетах. В легендарном спектакле «Ромео и Джульетта», связанном с именем Улановой, выступают Алина Кожокару и Йохан Кобборг — интернациональный дуэт, приписанный к Королевскому балету Великобритании: там на постановках классиков хореодрамы эти танцовщики выросли в выдающихся танцующих актеров. Для «Жизели» припасен юный красавец Матье Ганьо — этуаль из Opera National de Paris. На вечер хореографии Баланчина выписана целая команда звезд из некогда созданного им New York City Ballet — Мария Ковроски, Дэмиан Ветцель и Филипп Нил. В «Дон Кихоте» вместе с блистательным питерцем Леонидом Сарафановым запланировано появление главной балетной сенсации сезона — Натальи Осиповой из Большого. Пара более опытных и именитых московских звезд — Николай Цискаридзе и Мария Александрова — должны стать партнерами Ульяны Лопаткиной в «Баядерке». А балетная труппа Большого театра почти в полном составе везет в Петербург последние премьеры — «Игру в карты» Алексея Ратманского, Misericordes Кристофера Уилдона и «В комнате наверху» Твайлы Тарп.
Даже на этом фоне программа «Русского проекта» поначалу выглядела вполне конкурентоспособно. В одном флаконе подавали бессмертную классику (за нее отвечал «Аполлон» Баланчина), мировую премьеру (это поле отвели хореографу Алексею Мирошниченко) и стремящуюся к аутентичности старину (восстановленный Сергеем Вихаревым балет Петипа 1894 года рождения «Пробуждение Флоры»).
Бесспорным в программе оказался один «Аполлон». Дебютировавший на фестивале в заглавной партии мариинский премьер Игорь Колб так отточил свои танцы, что превратил античного бога в какого-то удалого и свирепого Ермака, покорителя Сибири. Но хореография Баланчина, несмотря на легкую коррозию, обнаружила редкую гибкость. Тем более что рядом с этим железобетонным Аполлоном нашлась идеальная Терпсихора: графически точной, даже в партерных движениях оставляющей впечатление легкого и безусильного полета Виктории Терешкиной не нужно демонстрировать ни особого пиетета, ни старательности, чтобы соответствовать стилю Баланчина, — ее расчетливая импульсивность кажется созданной для его балетов. Когда же на другой день ее партнером в этом же спектакле стал Андриан Фадеев, исполняющий партию Аполлона уже десять лет (со дня премьеры в Мариинском театре), спектакль обрел абсолютное равновесие.
Рядом с этим хладным и обескураживающе простым мастерством особое сочувствие вызывали муки Алексея Мирошниченко. С середины 1990-х Мариинский театр регулярно предоставляет возможность самовыражения одному из танцовщиков труппы, и эта вера в своего хореографа вызывает уважение. Но за минувшие годы Мирошниченко научился лишь выстраивать красивый контекст для своих балетов. В этом году он вновь привлек к сотрудничеству Леонида Десятникова, использовав его пьесу «Как старый шарманщик…», и открыл двери в Мариинский театр питерским рэперам в лице группы 2H Company, поставив на их музыку балет «Ринг». К исполнению же своих спектаклей Мирошниченко привлек лучшие силы труппы — Дарью Павленко, Викторию Терешкину, Михаила Лобухина. Тем не менее ставит ли хореограф балеты для пары премьеров или для солистов и кордебалета, они выглядят невнятной последовательностью ползаний партнеров по полу и друг по другу. Попытки исследовать возможности движения а-ля Форсайт оборачиваются у него хореографией, рядом с которой танцы Аллы Духовой выглядят достижениями современного искусства.
Скудость новой хореографии компенсировал часовой спектакль «Пробуждение Флоры», который Сергей Вихарев восстановил, воспользовавшись записью танца, сделанной в начале ХХ в. ассистентом Петипа Николаем Сергеевым. Споры о том, насколько аутентичной можно считать эту систему восстановления балетов, возникают каждый раз, когда Вихарев представляет свои реконструкции — «Спящую красавицу», «Коппелию», «Баядерку», «Петрушку». Однако в «Пробуждении Флоры» Вихареву удалось продемонстрировать систему ценностей Петипа: ей соответствуют все эти многочисленные чередования танцев сольных и кордебалетных, на каблучках и на пуантах, ансамблей корифеек, премьеров и балерин, традиционный трюк с выходом настоящего животного — на этот раз козлика. А четыре занятые в спектакле балерины обеспечивают фирменное разнообразие вариаций легендарного мэтра.
Этот балет, сочиненный по случаю бракосочетания великокняжеской четы, сам хореограф относил к своим «очаровательным пустячкам». Но именно богатство возможностей, которые щедрой рукой разбрасывает Петипа, и составляет самоценность «Пробуждения Флоры», в котором получают возможность блеснуть питерские балерины. Светлана Иванова — Аврора и Евгения Образцова — Флора использовали этот шанс. Жаль только, что Мариинский театр сам притушил пафос этого возобновления, не выпустив в «Пробуждении» своих звездных прим и оставив им для самореализации опусы Мирошниченко.

Современные русские композиторы: Леонид Десятников
Публикации
Заявление АТК об увольнении Константина Райкина из Театральной Школы Константина Райкина
Ассоциация театральных критиков убеждена, что упразднение должности худрука приведет к уничтожению ВШСИ
15 апреля 2022

Письмо Ассоциации театральных критиков о ситуации с Никитинским театром
Ассоциация театральных критиков - в связи с выселением Никитинского театра (Воронеж) из здания
04 апреля 2022

Письмо Ассоциации театральных критиков в поддержку режиссёра Сергея Левицкого
Ассоциация театральных критиков - об увольнении художественного руководителя Русского драматического театра имени Н. А. Бестужева
02 апреля 2022

Письмо АТК о приостановке выпуска журнала «ТЕАТР.»
29 марта 2022

Все публикации
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков