Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Когда дедушка встретил бабушку

Спектакль Пины Бауш — путешествие и воспоминание

Ведомости / Вторник 03 июля 2007
До нынешнего Чеховского фестиваля Пина Бауш и ее Театр танца из Вупперталя привозили свои спектакли в Москву лишь трижды, и каждый раз это были постановки, развернувшие ход танцевальной и театральной истории Европы. Но революции в ежегодном режиме невозможны — это показывает «Мазурка Фого», которая всю неделю будет идти на сцене Театра имени Моссовета.«Мазурка Фого», или «Огненная мазурка», поставленная Пиной Бауш вместе с одним из своих постоянных соавторов — художником Петром Пабстом, была создана для Лиссабонской всемирной выставки. Она — часть того же цикла, что и «Мойщик окон», побывавший у нас в 2004 г. Цикл можно назвать «интимным путеводителем Пины Бауш по миру». В нем уже есть спектакли, посвященные Венгрии, Турции, Корее — классик европейского театра увлеченно пересказывает свои впечатления от путешествий по земному шару уже больше десятка лет, сформировав такой же узнаваемый стиль, как книжки Lonely Planet или Rouge Guide.
«Мазурка Фого» собрана из тех же «ярких красок ваших воспоминаний», что и все знаковые спектакли Бауш: в них, как во снах, — обрывки подсмотренных взаимоотношений, подслушанных мелодий, подобранных зарубок на память, встроенных в универсальную белую коробку сцены, на заднике которой удобно то выстроить горы, то насыпать пляж или спроецировать картины сельской идиллии.
Естественно, в этой картине нет стремления к этнографической буквальности. Танго и фадо гармонично сочетаются у Бауш с вальсом, потому что ее спектакль — об эмоциях, вызванных латинской культурой. И для нее это бесконечная история страсти.
Возможно, именно поэтому хореограф, в своих последних постановках сводившая танец к минимуму, в «Мазурке Фого» доверила ему практически всю вторую часть спектакля: лишь танец способен адекватно передать все изгибы и извивы любовных отношений. И здесь постановка, поначалу буксовавшая в узнаваемых, но отказывавшихся складываться в идеальную конструкцию элементах, обретает свое соответствие названию.
При этом Пине Бауш оказалось не нужно воспроизведение движений ни танго, ни мазурки — ее танец, так же как и сам спектакль, складывается из бытового жеста, который расцветает благодаря вложенным в него эмоциям. Сохранять их накал в течение десяти лет — задача невероятной сложности. Возможно, именно поэтому выпущенная в 1998 г. и прокатанная по всему миру «Мазурка Фого» в Москве выглядела менее огненной, чем другие постановки Бауш.
И все-таки ну их, придирки: спектакль Пины Бауш — всегда класс. Не только в движении — когда танцовщик вычерчивает сложные ломаные линии словно бы внутри невидимой окружности, золотого сечения Леонардо. Не только в способности сочинить остроумную репризу из совершенного пустяка. Не только в умении удержаться на тонкой грани между лиризмом и сантиментом. Дело еще и в том, что эти спектакли-путешествия несут, как ручную кладь с самым необходимым, внимательное, бережное и удивленное отношение к миру, в котором всякий жест есть свойство памяти и потому не имеет права быть небрежным и случайным.
«Когда моя бабушка выходила на улицу, все мужчины прятались за деревья и говорили «О-о!» — смешно коверкая русскую фонетику, рассказывает танцовщица, тут же бабушку-красавицу изображая.
«Мазурка Фого» и есть спектакль о бабушках и дедушках, о том, как они ходили на танцы и делали глупости, свойственные их молодости и их времени. О забытых чувствах и отношениях, способных пережить не одно поколение и достаться в наследство внукам — как память тела. Эта память, умение одним точным жестом дотянуться до прошедшего и есть внутренний и самый красивый сюжет «Мазурки», ее ритм и камертон. Что-то поверх технического совершенства танца — совсем простое и очень человеческое.
Пина Бауш может научить своих артистов великолепно танцевать, но любит поделиться с ними и такими смешными секретами, как умение надеть бабушкины туфли, распрямить спину и пройтись по сцене, чтобы мужчины в зале дружно сказали: «О-о!»
Спектакли «Мазурка Фого» состоятся 5, 6, 7 июля на сцене Театра им. Моссовета.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков