Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Как заведенные

Работы Йо Стромгрена и Жоэля Помра несхожи, как жест и слово. Общее в них лишь одно: оба постановщика упорно проверяют жизнь на наличие в ней хоть какого-то смысла

Ведомости / Вторник 04 декабря 2007
Компания Йо Стромгрена выступала в России уже дважды. Сначала был спектакль «Там», в котором мужские танцы перемежались с вслушиванием в песни советской эпохи, а год назад — «Госпиталь», где три отрезанные от мира женщины с надеждой вслушивались в вой самолетных моторов и неутомимо мутузили друг друга.
В «Монастыре» Стромгрен запер тех же актрис, которые год назад изображали медсестер. Они по-прежнему замучены одиночеством, задушены мелкими комплексами и готовы в одно мгновенье из наивных женщин превратиться в разъяренных мегер. Только крахмальные колпаки и мини-юбки «Госпиталя» сменились черными рясами и белыми пелеринами.
Совместная трапеза, посиделки у работающего радио, драка или укладывание в кровать — спектакль строится на этой убийственной силе заведенного хода вещей, но ее умеет имитировать не один Стромгрен. Зато мало кто, как он, может найти в этой жизни красоту и надежду. Спектакль выстроен на очень тонких перепадах психологических состояний. Хореограф даже не заставляет танцевать, а просто позволяет актрисе встряхнуть распущенными волосами под струями воды. Но озвучив это моцартовским «Реквиемом», добивается не мелодраматического эффекта, а возвращает нам ту же иллюзию надежды, которую в «Госпитале» создавал мерный гул самолетного двигателя.
Куда жестче с надеждами разбирается француз Жоэль Помра. Фестиваль NET уже показал в Москве его «Торговцев» — одно из открытий прошлогоднего Авиньона. Второй фестивальный спектакль Помра оставляет здесь — «Этот ребенок» адаптирован для русских актеров и вошел в репертуар театра «Практика». Неброская копродукция «Практики» и Французского культурного центра в Москве — пример того, что настоящий социальный театр все-таки штучная вещь: смысл ему придает только авторский взгляд.
«Этот ребенок» сделан вроде бы по стандартам документального театра: его драматургическая основа — серия интервью с женщинами из малообеспеченных семей. Помра работал в Нормандии по заказу Фонда семейных пособий, пригласившего режиссера поставить спектакль о проблемах региона.
Проблемы не то чтобы новы. Дети и родители не могут и не хотят понимать друг друга: вот одна иллюстрация, вторая, третья. Актеры выходят на пустую сцену и разыгрывают эпизоды на заявленную тему. Диалоги лаконичны, ситуации и даже эмоции намеренно приближены к штампу: все как у всех — допустим, у ваших соседей. Нестандартных моментов лишь два.
Морг: женщина, приглашенная на опознание, приходит с подругой, чтобы не было так страшно. Заглянув под простыню, она впадает в истерику. От счастья: нет, там не ее сын. Подруги.
Лестничная клетка: благообразная бездетная пара с умилением разглядывает младенца на руках у безработной соседки. Та почти издевается: любите детей? Не получается родить или усыновить? И вдруг: а вот возьмите моего, у вас он будет счастливее.
На этих вспышках и понимаешь, зачем Помра рисует нарочито стертую картину обыденности. Похоже, его метод — сканирование пустот, скрытых за понятиями-фетишами, в которых автоматически подразумевается общественный и личный жизненный смысл. В «Торговцах» объектом такого безжалостного анализа была работа, в «Этом ребенке» — семья и дети. Тревожный, неуютный театр: как будто привычно сидя в домашнем кресле внезапно чувствуешь резкий сквозняк.

NET и Ко. Сегодня фестивальный спектакль – чаще всего международная копродукция. Эта практика приходит и к нам. На NET два таких примера: «Этот ребенок» и «Молодец» – проект Театра наций и Французского культурного центра.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков