Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Ужастик с хеппи-эндом

Мэтью Боурн снова заставил говорить о себе. Под Рождество хореограф возобновил один из своих первых балетов — «Щелкунчик!»

Ведомости / Пятница 28 декабря 2007
Именно так, восклицательным знаком, добавленным в название спектакля и повторенным на театральном занавесе, Мэтью Боурн 15 лет назад начинал торить собственную дорогу в классическом балете. И хотя до судьбоносного «Лебединого озера» с лебедями-мужчинами оставалось еще несколько лет, почерк хореографа в этой постановке легко узнать.
«Щелкунчиком» под Рождество Лондон просто завален — от магазинов, где под звуки «Вальса цветов» Чайковского покупатели штурмуют прилавки, до любой театральной площадки: спектакль показывают все прописанные в городе и гастролирующие балетные компании. Но Боурн взялся за постановку не для того, чтобы слегка навести на «Щелкунчика» глянец и заработать на сказочной эйфории.
Хореограф создал гремучую смесь из казенщины традиций и эпатирующей свежести. Он отказался от либретто Петипа, которое за 100 лет так и не смогло ужиться с музыкой Чайковского: старый мастер ваял сценарий не по Гофману, а по французскому пересказу Дюма, насытив сладостными благоглупостями. Боурн отказался от умиления бюргерским уютом семейства Штальбаумов. Действие его спектакля перенесено в ХХ век, и в нем тщательно вычищены все следы сказки «о детстве, когда оно на переломе», и о «розовом море надежд». Своих героев хореограф поселяет в приюте, которым владеют Мистер Дросс (привет от фантастического мастера кукол Дроссельмейера) и его женушка и где царит парочка их отпрысков, третирующая остальных детей, среди которых — Клара и Щелкунчик. И хотя вряд ли значительная часть зрителей спектакля имеет опыт интернатского воспитания, Боурн виртуозно вызывает в памяти ссадины и раны, которые, оказывается, выглядят зажившими только на первый взгляд.
Кто-то узнает себя в удалой девице с торчащими косицами, другой — в естествоиспытателе, спрятавшемся в шкафу, а третий — в забитом очкарике, умеющем найти ответ на сложный вопрос.
Но детскими разочарованиями Боурн не ограничивается. Щелкунчик, в соответствии с партитурой становящийся партнером Клары еще в финале первого действия, — для нее не рождественский подарок. В сладком мире надежд, куда ей, безбилетной, удается проникнуть хитростью и обманом, Кларе приходится падать с высоты выстроенного до колосников свадебного торта — оттуда она наблюдает за свадьбой Щелкунчика и роскошной дочки Мистера Дросса.
Но на последних секундах спектакля хореограф все же сжалится: Клара проснется в ледяной спальне приюта и обнаружит спрятавшегося в шкафу верного Щелкунчика. Подарив хеппи-энд зрителям, пришедшим в театр Sadler's Wells за рождественским настроением, Боурн остался в границах высокохудожественного развлекательного шоу. В «Лебедином озере», которое хореограф сочинил позже, он уже не даст поблажки ни своим героям, ни публике — там погибнут главные персонажи истории, надежды и идеалы. И родится знаковый хореограф своего поколения.
ЛОНДОН

Балетный десерт. В декабре и январе «Щелкунчика» показывают и лучшие компании мира, и самодеятельные коллективы. Независимо от уровня искусства одно название гарантирует полные залы. Поэтому в истории балета нет ни одного хореографа с именем, которому удалось бы улизнуть от создания собственной версии «Щелкунчика». Мариус Петипа в разгар работы сказался больным и передал постановку Льву Иванову. От него эстафету принял реформатор Александр Горский, за ним – Вайнонен, Григорович, Баланчин, Крэнко, Бежар, Ноймайер, Ратманский и многие другие.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков