Театральная критикаОни еще и поютОткрылся фестиваль современной немецкой хореографии. Германия один из лидеров в области современного танца, в чем мы теперь можем убедиться, не покидая пределов Садового кольцаВедомости / Понедельник 31 марта 2008 Фестиваль организует Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, давно зарекомендовавший себя экспертом по зарубежному танцевальному движению. Естественно, большинство проектов покажут на этой сцене, а в фойе театра уже работает фотовыставка Беттины Штес «Танцпортреты». В одном из кафе по соседству с театром зрители пьют «Кофе с хореографами», в Школе драматического искусства устраиваются мастер-классы для профессионалов. В Германии даже в провинции легко увидеть, как разнообразна современная хореография: в любом городке есть театр со стандартным набором «Лебединое озеро» плюс Ноймайер и несколько компаний, в которых люди ищут оригинальные варианты движения когда-то именно отсюда на мир накатила волна познания новых пластических форм. Танец для Германии понятие глобальное. Поэтому никто не удивился, когда несколько лет назад драматический театр Schaubuehne, гордость и достопримечательность немецкой столицы, был отдан в руки хореографа Саши Вальц. Один из плодов ее руководства как раз и привезли ныне на московский фестиваль. Готовя юбилейный сезон Schaubuehne к 40-летию театра, Саша Вальц заказала для него спектакль четырем постановщикам, в биографиях которых перечень учителей был длиннее списка постановок. Баск Хуан Крус Диас де Гарайо Эснаола и канадец Люк Данберри представляют труппу Саши Вальц, марокканец Сиди Ларби Шеркауи и француз Дамьен Жале Les Ballets C. de la B. Эта интернациональная компания соорудила спектакль D'avant, превратившийся в символ победившей глобализации. Сами же четверо постановщиков его и танцуют, и даже поют. За шесть лет спектакль объехал все фестивали, вызывая восторг и стоячие овации что в Америке, что в Европе. Созерцание спектакля D'avant действительно доставляет настоящее удовольствие, он красочно придуман и очень компактен. Четверо мужчин на миниатюрной арене проживают спрессованную, концентрированную жизнь, пропорциональную размерам сцены. В этом спектакле сочетаются средневековые распевы, тяжелое дыхание и полная тишина. Кондиционированный воздух и запах песка, забивающего все щели. Клети камер и кирпичи на полу, раскинувшиеся крепостной стеной и рушащиеся от нескольких ударов ноги. Аполитичный футбол и демонстрация антиглобалистов. Молитвы и поп-концерт. Трагический финал оставляет не чувство безысходности, а напротив светлой печали. Этот спектакль гибок и готов принять форму восприятия отдельно взятого зрителя. За пленительной интонацией проступает легко узнаваемый каркас выстраданных поисков правда, чужих поисков. Постановка выглядит рефератом, в котором собраны образцы творчества нескольких поколений хореографов. Впрочем, студенты проявили себя с лучшей стороны приемы мастеров, от Пины Бауш до Саши Вальц, тщательно изучены, освоены и даже классифицированы. Вероятно, именно поэтому D'avant выбран представлять авангардное искусство на фестивале современного танца. Выход старших. Демократичный танец в Германии мирно уживается с буржуазностью. Теперь на фестиваль в Москву приедут звезды Джона Ноймайера – танцевать в его «Чайке». За ними – балет Немецкой оперы на Рейне |